Указ от 26.12.2019 № 485 предусматривает создание структурных подразделений землеустройства вместо землеустроительных служб. В новом формате подразделения землеустройства должны заработать с 02.04.2020. Что изменится в правовом положении этих структурных подразделений и объеме выполняемых ими функций? Ответить на эти вопросы поможет сравнение прежней и новой редакций Указа № 622, регулирующего их деятельность.
Структурные подразделения землеустройства: наименование новое, правовой статус и функции прежние?
Указ № 485 устанавливает, что вместо землеустроительных служб создаются структурные подразделения землеустройства <*>.
Они создаются в облисполкомах (Мингорисполкоме), горисполкомах городов областного подчинения, райисполкомах <*>, иными словами, только в исполкомах областного и базового территориальных уровней <*>.
Структурные подразделения землеустройства исполкомов базового территориального уровня будут действовать на основании положений, утверждаемых решениями местных исполкомов <*>. Отметим, что ранее право утверждать положения о землеустроительных службах делегировалось единолично председателям местных исполкомов <*>, хотя на практике такие положения нередко утверждались именно решениями исполкомов.
Иными словами, для утверждения положения сейчас потребуется принятие и оформление соответствующего решения исполкома, тогда как ранее председатель исполкома, действуя единолично, мог использовать для этой цели гриф утверждения <*>.
Положения о структурных подразделениях землеустройства областного территориального уровня будут утверждаться облисполкомами (Мингорисполкомом) по согласованию с Госкомимуществом <*>. Отметим, что ранее положения о землеустроительных службах могли быть утверждены единолично председателями исполкомов областного территориального уровня, но опять же по согласованию с Госкомимуществом <*>.
Основные функции структурных подразделений землеустройства аналогичны прежним функциям землеустроительных служб <*>. При этом установлено, что структурные подразделения землеустройства райисполкомов выполняют возложенные на них функции в границах соответствующего района (включая города районного подчинения, сельские населенные пункты и поселки городского типа).
Также закреплено правило, согласно которому не допускается возложение функций структурных подразделений землеустройства местных исполкомов на другие структурные подразделения, а функций других структурных подразделений – на структурные подразделения землеустройства <*>.
Среди других новшеств, прописанных в Указе № 485, – сдача ежегодных отчетов в Госкомимущество будет осуществляться в две стадии. Изначально структурные подразделения землеустройства базового территориального уровня будут направлять отчеты в аналогичные подразделения областного территориального уровня, а затем последние будут представлять сводные отчеты в Госкомимущество <*>.
Ранее предусматривалось направление землеустроительными службами ежегодных отчетов непосредственно в Госкомимущество <*>.
Порядок назначения на должность руководителей и работников: квалификационные требования и другое
Порядок назначения на должности руководителей и работников структурных подразделений землеустройства в целом сохранен.
Как и прежде, работники структурных подразделений землеустройства местных исполкомов являются госслужащими, на них распространяется закон о госслужбе <*>. Исключение составляют работники, осуществляющие обеспечение деятельности и техническое обслуживание структурных подразделений землеустройства <*>.
Квалификационные требования в отношении руководителей структурных подразделений землеустройства фактически не претерпели изменений. В этой части правки носили редакционный характер. Так же, как и ранее, к лицам, назначаемым на такую должность, предъявляется три требования: принадлежность к гражданству нашей страны, высшее образование и стаж (опыт работы в землеустройстве). Так, руководителями могут быть назначены граждане Республики Беларусь, имеющие высшее образование по профилю работы, а также опыт работы в землеустройстве. Если наличие гражданства нашей страны и опыт работы в землеустройстве являются неизменными требованиями, то в вопросах образования возможны три варианта.
Для наглядности прежние и новые требования к руководителям структурных подразделений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Квалификационные требования к руководителю подразделения землеустройства в части наличия высшего образования
Вариант | Квалификационные требования (с 02.04.2020) |
1 | По направлению образования «Землеустройство, геодезия, картография, топография» |
2 | Юридическое образование |
3 | По профилю образования «Архитектура и строительство», по группе специальностей «Мелиорация и водное хозяйство», по специальности «Агрономия» |
К лицам, назначаемым на должности специалистов структурных подразделений землеустройства, которые непосредственно связаны с осуществлением функций землеустройства, так же, как и ранее, предъявляется три требования: принадлежность к гражданству нашей страны, образование по профилю работы и в определенных случаях наличие стажа (опыта работы в землеустройстве).
Квалификационные требования в отношении этой категории работников претерпели существенные изменения. Они касаются в первую очередь требуемого уровня образования. В частности, с 02.04.2020 специалистами структурных подразделений по землеустройству могут быть назначены только граждане Республики Беларусь, имеющие высшее образование по профилю работы, а также в некоторых случаях опыт работы в землеустройстве. Лица со средним специальным образованием в структурные подразделения по землеустройству на должности, непосредственно связанные с осуществлением функций в области землеустройства, не должны приниматься.
При этом, если наличие гражданства нашей страны является неизменным требованием в отношении указанной категории работников, в вопросах образования возможны четыре варианта.
Для наглядности прежние и новые требования к работникам (специалистам) подразделений представлены в сравнительной таблице 2.
Таблица 2
Квалификационные требования к работникам (специалистам)
Вариант | Квалификационные требования | ||
До 02.04.2020 | С 02.04.2020 | ||
1 | Образование | По направлению образования «Землеустройство, геодезия, картография, топография» | Высшее по направлению образования «Землеустройство, геодезия, картография и топография» |
Опыт работы в области землеустройства и т.д. | Не требуется | ||
2 | Образование | Юридическое | Высшее юридическое |
Опыт работы в области землеустройства и т.д. | Не требуется | ||
3 | Образование | По профилю образования «Архитектура и строительство», по группе специальности «Мелиорация и водное хозяйство», по направлению специальности «Агрономия» | Высшее по профилю образования «Архитектура и строительство», по группе специальностей «Мелиорация и водное хозяйство», по специальности «Агрономия» |
Опыт работы в области землеустройства и т.д. | ⩾ 1 года | ||
4 | Образование | Иное высшее | |
Опыт работы в области землеустройства и т.д. | ⩾ 1 года |