Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам заключен в Москве 03.10.2022. Итоговый текст пока не опубликован, но на официальном сайте российского Правительства опубликован вариант проекта Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (далее — проект Договора, Договор, документ).

Давайте разберемся, что изменится в порядке исчисления и уплаты акцизов с 2023 г. в связи с подписанием Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

1. Общие положения

Сразу отметим, что положения проекта Договора затрагивают только два государства — это Российская Федерация и Республика Беларусь. Наши страны именуются в документе сторонами.

Для понимания предстоящих нововведений важно представлять сферу применения Договора. Этому посвящены положения ст. 2 документа. Выделим тут два момента. Так:

— действие Договора распространяется на отношения между сторонами и не регулирует отношения между сторонами и налогоплательщиками Российской Федерации, плательщиками налогов, сборов (пошлин) Республики Беларусь (далее — налогоплательщики) (п. 2 ст. 2 проекта Договора);

— в налоговых целях налогоплательщики применяют положения налогового законодательства сторон, а не положения Договора (п. 3 ст. 2 проекта Договора).

Сказанное означает, что и в грядущем 2023 г. простой белорусский плательщик акцизов для исчисления налога должен будет руководствоваться нормами нашего НК, а также положениями некоторых других нормативных правовых актов. Поэтому стороны должны привести свое налоговое законодательство в отношении акцизов в соответствие со ст. 4 Договора до 01.01.2023 (п. 1 ст. 1 проекта Договора).

Здесь стоит упомянуть, что понятие налогового законодательства определено в ст. 3 НК. Если просто, то это не только НК. Это целая система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь различных нормативных правовых актов.

Так что же такое важное есть в ст. 4 проекта Договора?

2. Подакцизные товары

В документе сказано, что стороны в своем налоговом законодательстве устанавливают акцизы на все товары и услуги в соответствии с минимальным перечнем подакцизных товаров и услуг, предусмотренным приложением 1 к Договору (п. 1 ст. 4 проекта Договора). То есть национальный перечень подакцизных товаров на 2023 г. не может быть уже этого.

В 2022 г. перечень подакцизных товаров в Республике Беларусь предусмотрен п. 1 ст. 150 НК (далее — перечень, предусмотренный НК). По наполнению он шире перечня, предусмотренного приложением 1 к Договору. К примеру, в перечне, предусмотренном НК, есть судовое топливо, а также газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный при их использовании в качестве автомобильного топлива. В приложении 1 к Договору таких товаров нет. Однако п. 1 ст. 4 Договора предусмотрено, что стороны могут дополнять в своем налоговом законодательстве перечень подакцизных товаров и услуг и устанавливать ставки акцизов на них. Это значит, что такие товары (которые есть в действующей редакции НК, но которых нет в приложении 1 к Договору), могут оставаться в перечне подакцизных и в 2023 г.

Но есть в перечне из приложения 1 к Договору подакцизные товары, которых нет в перечне, предусмотренном НК. Это электронные системы доставки никотина, табак нюхательный. По идее, такой товар должен стать подакцизным в Республике Беларусь с 2023 г.

Из особых отличий между двумя перечнями можно выделить следующий момент (наглядно продемонстрировано в таблице). Изменит ли это перечень подакцизных товаров в Республике Беларусь с 2023 г., сказать пока сложно.

Таблица

П. 1 ст. 150 НК-2022 Приложение 1 к проекту Договора
1. Подакцизными товарами признаются:

1.1. спирт;

1.2. алкогольная продукция;

1.3. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки);

1.4. пиво, пивной коктейль, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки);

1.5. сидры <*>

Минимальный перечень подакцизных товаров и услуг:

1. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 1,2 процента (за исключением спиртов, виноматериалов, зернового дистиллята, пива, вин, игристых вин (шампанских), а также иной алкогольной продукции, изготавливаемой без добавления этилового спирта, в том числе ректификованного, и (или) спиртованных виноградного и (или) плодового сусла, дистиллятов, крепленых вин)

———————————
<*> При сравнении надо учитывать, что в действующей редакции НК помимо перечня подакцизных товаров есть и перечень товаров, не признаваемых подакцизными, — п. 2 ст. 150 НК. Например, к таким товарам относятся коньячный и плодовый спирт, виноматериалы, зерновой дистиллят (подп. 2.7 ст. 150 НК).

3. Ставки акцизов

Каким же образом на 2023 г. будут устанавливаться ставки на подакцизные товары из приложения 1 к проекту Договора?

В документе сказано, что стороны в своем налоговом законодательстве устанавливают налоговые ставки по подакцизным товарам и услугам, предусмотренным приложением 1 к Договору, в размерах не ниже размеров минимальных ставок, установленных приложением 2 к Договору. При этом стороны могут устанавливать ставки акцизов в размерах выше размеров, предусмотренных приложением 2 к Договору (п. 1 ст. 4 проекта Договора).

Размеры же минимальных ставок в рассматриваемом документе закреплены в российских рублях. Поэтому прописано, что ставки акцизов в национальной валюте на 2023 г. устанавливаются белорусской стороной не позднее 31.12.2022 в размерах не ниже размеров, указанных в приложении 2 к Договору. При этом соответствие ставок акцизов, установленных белорусским налоговым законодательством, их минимально допустимому уровню, предусмотренному приложением 2 к Договору, определяется на основании официального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю, установленного Центробанком Российской Федерации на 1 сентября года, предшествующего году, в котором применяются соответствующие ставки акцизов (п. 2 ст. 4 проекта Договора).

20.09.2022 Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь издано постановление N 451-П7/IX, которым в первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» на будущий год. Это означает, что ставки акцизов на 2023 г. уже определены. Надо понимать, что их размеры учитывают требования, которые заложены в проекте Договора. Иначе, ставки придется пересматривать. Но это при условии, что сам проект Договора будет принят сторонами.

4. Освобождения, льготы по акцизам

Освобождения, льготы по уплате акцизов в отношении товаров и услуг, указанных в документе, допускаются только в случаях, предусмотренных приложением 3 к Договору или действующими решениями Наднационального налогового комитета, принятыми в соответствии с п. 6 и 7 ст. 4 Договора (абз. 1 п. 5 ст. 4 проекта Договора).

При этом в целях Договора вычеты или иные подобные правила, позволяющие налогоплательщику уменьшить сумму исчисленного акциза, не рассматриваются как льготы по уплате акцизов (абз. 2 п. 5 ст. 4 проекта Договора).

Для Республики Беларусь документом предусмотрены:

— операции, которые не подлежат обложению акцизами, — подп. 1) п. 2 приложения 3 к проекту Договора;

— случаи освобождения от акцизов, в том числе при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, — подп. 2) и 3) п. 2 приложения 3 к проекту Договора;

— отдельные операции, товары, которые освобождаются от акцизов на основании правовых актов Президента Республики Беларусь, принятых до 01.08.2022 (подп. 4) п. 2 приложения 3 к проекту Договора).

Здесь надо отметить, что весь перечень освобождений, льгот по уплате акцизов для Республики Беларусь из приложения 3 к проекту Договора уже содержится в действующей редакции НК. Правда, в разных его статьях. Так что, с 2023 г. белорусское налоговое законодательство в этой части, полагаем, радикально не изменится.

5. Вычеты по акцизам

В проекте Договора предусмотрены определенные ограничения по вычетам. Этому посвящены положения п. 8 и 9 ст. 4 документа. Ничего революционного в них не заложено. Поэтому, если проект Договора будет принят сторонами, по мнению автора, в порядке налоговых вычетов по акцизам значимых изменений с 2023 г. не произойдет.

6. Заключение

Нормы проекта Договора не затрагивают отдельные элементы обложения акцизами. Например, объекты налогообложения, налоговую базу, определение момента фактической реализации и др. То есть это он не регулирует (п. 3 ст. 1 проекта Договора).

Документ касается только перечня подакцизных товаров, размера ставок налога, освобождения и льгот по акцизам, а также вычетов. Именно в этой части белорусское налоговое законодательство с 2023 г. и может некоторым образом измениться. Необходимость изменений обусловлена обязанностью выполнить положения Договора белорусской стороной. Но все это будет только в случае подписания документа обеими сторонами.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex