Вопрос: Каковы последствия незаполнения (неверного заполнения) обязательных реквизитов накладных (кроме стоимостных показателей)? Например, неверно указано наименование грузополучателя (грузоотправителя), нет информации о стране происхождения товара, не заполнены сведения о погрузочно-разгрузочных работах.

Ответ: Незаполнение или неверное заполнение обязательных реквизитов накладных может служить основанием для признания таких накладных не имеющими юридической силы и для корректировки налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 33 НК.

Обоснование: Заполнение реквизитов накладных, предусмотренных Инструкцией о порядке заполнения ТТН и ТН, является обязательным. Так, грузоотправителями при реализации и ином отчуждении импортных товаров в графе 1 ТТН-1 указывается наименование страны происхождения (производства) товара. Эта информация также отражается здесь при реализации и ином отчуждении комплектов, включающих импортные товары, — по каждому наименованию импортного товара, входящего в комплект. При отсутствии информации о стране происхождения (производства) товара допускается указание в графе 1 ТТН-1 наименования страны, с резидентом которой осуществлена внешнеторговая операция при импорте, либо страны, из которой непосредственно ввезен (отгружен) товар <*>.

В строках «Грузоотправитель», «Грузополучатель» ТТН-1 указываются наименование и адрес передающей и получающей стороны соответственно. При отгрузке (получении) товара филиалом, представительством или иным обособленным подразделением организации в строках «Грузоотправитель», «Грузополучатель» прописывается наименование и адрес этого обособленного подразделения, а также наименование организации <*>. В строки «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» ТТН-1 вносятся адреса (месторасположение) пунктов погрузки и разгрузки соответственно <*>. При переадресовке товаров, осуществляемой в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, в строке «Переадресовка» указываются наименование и адрес нового грузополучателя, новый пункт разгрузки, фамилия, инициалы, подпись лица, принявшего решение о переадресовке <*>.

Заполнение разделов II «Погрузочно-разгрузочные операции» и III «Прочие сведения» ТТН-1 производится с учетом Правил автомобильных перевозок грузов <*>.

В Инструкции о порядке заполнения ТТН и ТН нет оговорок о том, что заполнение этих и ряда иных реквизитов накладной является правом, а не обязанностью организаций. Поэтому их незаполнение и (или) наличие неисправленных ошибок не допускаются. Исключение делается только для дополнительной информации, которая по усмотрению организации при необходимости вносится в накладные, например в графу 11 «Примечания» товарного раздела.

Прямой административной ответственности за подобные нарушения в настоящее время нет. Напомним, что ст. 23.17 КоАП, предусматривавшая штраф за неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, определенных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений, отменена с 28.08.2013 Законом N 64-З.

Однако незаполнение или неверное заполнение отдельных обязательных реквизитов ТТН может служить основанием для признания этих первичных учетных документов не имеющими юридической силы, что влечет правовые последствия, установленные НК.

Напомним, что для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Следует иметь в виду, что подп. 1.16 п. 1 ст. 22 НК на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства. В частности, необходимо проверять наличие и достоверность в первичном учетном документе обязательных сведений, установленных п. 2 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Инструкцией о порядке заполнения ТТН и ТН <*>.

При оформлении хозяйственных операций документами, не соответствующими требованиям законодательства, в том числе ТТН-1, при искажении в них сведений об объектах налогообложения налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу по таким сделкам. Основанием для такого решения является норма п. 4 ст. 33 НК, в соответствии с которой налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии таких оснований, как:

— установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Данными основаниями могут быть признаны случаи незаполнения или неправильного заполнения обязательных реквизитов ТТН. Это может рассматриваться как искажение сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском учете, что повлечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки <*>. При наличии такого основания налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения, и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций, и (или) имеющихся данных об их совершении при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами <*>.

Кроме того, в таких случаях корректировка налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) может быть произведена на основании заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, или информации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о выявленных фактах совершения ими хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, в соответствии с нормами Указа N 151 и Инструкции о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex