Вопрос: Организация для использования в своей деятельности приобрела автомобиль в августе 2016 года. С этого месяца по декабрь 2016 года организация применяла норму расхода топлива, установленную заводом-изготовителем. В декабре 2016 года по заявке организации РУП БелНИИТ “Транстехника” (далее — Транстехника) разработала норму расхода топлива на автомобиль и руководитель утвердил ее приказом. С этой даты и по декабрь 2019 года организация определяла затраты на топливо исходя из данной нормы. На текущий момент норма расхода топлива на автомобиль Минтрансом не установлена. Принимая во внимание Постановление N 470, исходя из каких норм организации определить затраты на топливо, учитываемые при расчете налога на прибыль с августа 2016 года по декабрь 2019 года?

Ответ: С августа по декабрь 2016 года организация определяет величину учитываемых для налога на прибыль затрат на топливо исходя из нормы завода-изготовителя, затем по декабрь 2019 года — исходя из нормы Транстехники.

Обоснование: В период с 2016 года по 2019 год при налогообложении прибыли учитывались затраты на топливо в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством <*>.

До принятия Постановления N 470 к установленным в соответствии с законодательством нормам расхода топлива на автомобили, используемые в транспортной деятельности, относились нормы, установленные Минтрансом.

Далее рассмотрим, исходя из каких норм организации должны были рассчитывать затраты на топливо в разные периоды времени (применительно к рассматриваемой ситуации — с 2016 года по 2019 год), если отсутствовали нормы Минтранса.

2016 — 2018 годы 2019 год
Если нормы, установленной Минтрансом, не было, применялась норма завода-изготовителя. При ее отсутствии норму устанавливал руководитель. Эти нормы считались временными. Применение их для определения затрат на топливо, учитываемых при расчете налога на прибыль, было ограничено 6 месяцами <*>

 

При отсутствии установленной Минтрансом нормы расхода топлива на автомобили применялась норма завода-изготовителя. Применение такой нормы было ограничено только появлением установленных соответствующим НПА норм Минтранса.

Если норма завода-изготовителя отсутствовала, норму устанавливал руководитель организации. Она также применялась до установления норм Минтрансом, но не более 6 месяцев

Норма, разработанная Транстехникой, не считалась установленной в соответствии с законодательством  <*>. Руководитель мог установить норму, равную норме Транстехники, при условии что норма завода-изготовителя отсутствовала

С 13.08.2020 действует Постановление N 470, которым определен порядок установления норм расхода топлива. Постановление N 470 регулирует порядок установления норм с 12.07.2015  <*>.

Так, с 12.07.2015 по 13.08.2020 при отсутствии нормы, установленной актами законодательства или локальными актами республиканских органов госуправления и иных госорганов (организаций), допускается применение нормы, установленной руководителем самостоятельно или на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией  <*>. То есть при отсутствии норм Минтранса нормы, установленные руководителем, приравнены к нормам, установленным в соответствии с законодательством.

В рассматриваемой ситуации норма, установленная соответствующим НПА Минтранса, на момент приобретения автомобиля (август 2016 года) и до 31.12.2019 отсутствовала. Следовательно, исходя из норм Постановления N 470 с августа 2016 года по декабрь 2016 года организация учитывает для налога на прибыль затраты на топливо, рассчитанные исходя из нормы, установленной руководителем, то есть нормы завода-изготовителя. После утверждения приказом руководителя нормы Транстехники организация вправе рассчитать затраты на топливо, учитываемые при налогообложении прибыли, исходя из такой нормы. На основании этой нормы организация определяет затраты на топливо вплоть до декабря 2019 года включительно.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex