Александр Александрович Шанин,
юрист

Указ N 490, принятый в целях обеспечения применения норм ТмК ЕАЭС, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, вступил в силу 08.01.2019.

Он предусматривает реализацию на национальном уровне определенных ТмК ЕАЭС задач, решение которых лежит в плоскости сотрудничества таможенных органов и субъектов хозяйствования. Речь, в частности, идет о развитии транзитного и инвестиционного потенциала страны. Указ N 490 нормативно урегулировал только вопросы, не урегулированные действующим законодательством Беларуси, и привел в соответствие с положениями ТмК ЕАЭС отдельные нормы о таможенном регулировании, которые ему противоречили.

Подготовкой Указа N 490 занимался ГТК. На протяжении 2017 — 2018 годов новеллы Указа N 490 рассматривались на заседаниях общественно-консультативного совета. Многие предложения, поступившие от таможенных органов и представителей бизнес-сообщества, получили одобрение. Отвечая интересам бизнеса, Указ N 490 закрепил принцип справедливости и добросовестности. Это означает, что все противоречия и неясности в актах таможенного законодательства толкуются в пользу декларанта (плательщика).

В целом Указ N 490 определил 68 особенностей таможенного регулирования, компетенцию Правительства и ГТК, применение в законодательстве Республики Беларусь терминов, содержащихся в праве ЕАЭС. Кроме того, внес изменения в 13 решений Главы государства, в том числе в решения, регулирующие вопросы функционирования СЭЗ, магазинов беспошлинной торговли, перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами.

Основные новеллы

Таможенные и иные платежи, которые взимают таможенные органы, проценты, пени не взыщут, если требование об их уплате, решение о взыскании или решение по акту таможенной проверки не предъявят в течение 5 лет со дня наступления срока уплаты <*>.

Так, если в отношении субъекта хозяйствования, поместившего товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенный орган в течение 5 лет со дня наступления срока уплаты не вынесет решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней, то по истечении указанного срока взыскать их не сможет.

Таможенный контроль возможен до истечения 3 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в п. 7 — 15 ст. 14 ТмК ЕАЭС. Исключение — когда таможенный контроль проводится в форме выездной таможенной проверки (до истечения 5 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в п. 7 — 15 ст. 14 ТмК ЕАЭС) по поручению Президента, Совмина, Председателя Комитета госконтроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей; по поручению органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам и т.д. <*>.

Взыскание таможенных платежей

Таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскивает таможенный орган, который выпустил товары. Исключение — случаи, установленные ТмК ЕАЭС и п. 4 приложения 1 к Указу N 490.

В частности, в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскивает таможенный орган, который выявил факт такого перемещения. Исключение — незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров с недостоверным таможенным декларированием.

При возникновении обстоятельств, указанных в п. 4 ст. 91, п. 3 ст. 97, п. 4 ст. 103, п. 8 ст. 279, п. 4 ст. 280 и п. 4 ст. 288 ТмК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскивает таможенный орган, который выявил данные обстоятельства.

Отсутствие обязанности по уплате сборов за совершение таможенных операций

Обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций не возникает в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, таможенного транзита, переработки вне таможенной территории, отказа в пользу государства, временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, временного вывоза и под специальную таможенную процедуру, а также указанных в п. 2 ст. 136 и п. 2 ст. 225 ТмК ЕАЭС <*>.

Согласно приложению 1 к Указу N 490 в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации, уплатить таможенные сборы за совершение таможенных операций необходимо до подачи декларации <*>.

Возврат излишне уплаченных и (или) взысканных сумм

Указ N 490 определил порядок и сроки возврата излишне уплаченных и (или) взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, авансовых платежей, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате указанных пошлин, налогов.

Заявление на возврат подается в Минскую центральную таможню. Исключение — случаи, предусмотренные приложением 1 к Указу N 490 <*>.

Заявление на возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм, которое представляет собой обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, подается в таможенный орган, который выпустил товары <*>.

Возврат, зачет (обращение) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, осуществляется при условии, что заявление на возврат, зачет (обращение) заинтересованное лицо подало в таможенный орган в течение 3 лет со дня, следующего за днем исполнения в полном объеме либо прекращения вышеназванной обязанности, исполнение которой обеспечивалось данными денежными средствами <*>.

Обращение взыскания на товары

Допускается обращать взыскание на находящиеся под таможенным контролем товары, если за их счет будут взыскиваться неуплаченные таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе в случае, если декларант не уплатил их, а также в иных случаях, установленных законодательными актами <*>.

Выпуск до подачи декларации на товары

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые в рамках инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций, можно заявить к выпуску до подачи декларации на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в период реализации инвестиционных проектов <*>.

Подтверждать предназначение оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов для исключительного использования на территории Беларуси в рамках реализации инвестиционного проекта будет заключение, выданное для представления в таможенный орган в целях освобождения от ввозных таможенных пошлин и НДС.

В отношении вышеперечисленных товаров, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.

Случаи проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, проверка таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в ней, будет осуществляться с использованием системы управления рисками. Причем таможенный орган обязан уведомить лицо о проведении такой проверки, направив ему запрос (требование) о представлении необходимых документов и (или) сведений <*>.

Продление либо приостановление таможенной экспертизы

Если таможенную экспертизу нельзя завершить в течение 20 рабочих дней, руководитель уполномоченного таможенного органа, проводящего ее, вправе продлить срок экспертизы по согласованию с назначившим ее уполномоченным должностным лицом, не более чем на 15 рабочих дней <*>.

Кроме того, таможенную экспертизу допускается приостановить на срок до 15 рабочих дней по решению руководителя проводящего ее уполномоченного таможенного органа, о чем обязательно уведомляется уполномоченное должностное лицо, назначившее экспертизу <*>.

Случаи отсутствия у таможенного представителя солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный представитель не исполняет, если в отношении декларанта (работника декларанта) вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации были заявлены недостоверные сведения о товаре, влияющие на размер таких платежей и пошлин <*>.

Таможенный представитель после ликвидации (прекращения деятельности) декларанта не обязан уплачивать солидарно с ним таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины при наступлении обстоятельств, предусмотренных ТмК ЕАЭС, если декларант не исполнил либо ненадлежаще исполнил такую обязанность до ликвидации (прекращения деятельности) <*>.

Действия таможенного органа, задержавшего товары

Таможенный орган не позднее 5 рабочих дней после задержания товаров у лица, которое не является их декларантом (собственником, отправителем, получателем), в письменной форме либо посредством электронной или факсимильной связи обязан уведомить о факте задержания декларанта, а также собственника, отправителя и получателя этих товаров при наличии сведений о них. К уведомлению необходимо приложить копию протокола о задержании товаров и документов на них <*>.

В случае задержания быстропортящихся товаров, а также товаров, задержанных в соответствии с п. 4 и 5 ст. 12 ТмК ЕАЭС, уведомление осуществляется в день задержания с помощью возможных доступных средств связи <*>.

Международные почтовые отправления (МПО)

Указ N 490 внес изменения в Указ N 360. В частности, увеличил месячную норму пересылки товаров в МПО в адрес одного получателя. Теперь это сумма, эквивалентная 200 евро и 31 кг. Вместе с тем разовая норма пересылаемых в одном МПО товаров, которые можно получить беспошлинно, составляет 22 евро, а вес не должен превышать
10 кг
<*>.

Нормы, касающиеся перемещения товаров в МПО, вступили в силу с 01.01.2019.