Вопрос: В соответствии с разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ранее действовавшим на предприятии, разрешенный суммарный объем выбросов составлял более 3 тонн в год, и предприятие в I и II кварталах 2018 года являлось плательщиком экологического налога на выбросы. В середине отчетного III квартала 2018 года было выдано новое разрешение на объем выбросов менее 3 тонн в год. Является ли предприятие плательщиком экологического налога на выбросы? Необходимо ли подать уточненную декларацию по экологическому налогу?

Ответ: Предприятие не является плательщиком экологического налога на выбросы начиная с III квартала. Декларация подается по итогам года, и по ее результатам экологический налог подлежит возврату, зачету либо доплате.

Обоснование: Объектом налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год <*>.

Следует обратить внимание, что юрлица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами от эксплуатации стационарных источников выбросов, обязаны проводить инвентаризацию выбросов и предприятие может получить разрешение на выбросы только при наличии акта инвентаризации <*>.

Таким образом, на конец отчетного периода (III квартала) после получения нового разрешения на выбросы предприятие не является плательщиком экологического налога. Однако это не означает автоматического освобождения предприятия от уплаты экологического налога за выбросы по итогам года. Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях <*>.

Порядок исчисления, сроки представления деклараций и уплаты налога установлены ст. 208 НК. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом <*>.

Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога, представляют в налоговый орган декларации не позднее 20 апреля календарного года в указанном порядке, исходя из установленного годового объема. Уплата экологического налога производится по выбору плательщика один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога <*>.

Не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов предприятие подает уточненную декларацию и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, при необходимости производит доплату экологического налога. В случае когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов (в данном случае — составляют и будут составлять менее 3 тонн в год), излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК <*>.

Таким образом, в указанном случае:

вероятно, исчисление экологического налога и представление деклараций осуществлялись ежеквартально;

в настоящий момент предприятие не является плательщиком экологического налога, т.к. суммарный объем выбросов по вновь выданному разрешению менее 3 тонн в год;

по итогам года не позднее 20 февраля 2019 г. необходимо подать уточненную декларацию по экологическому налогу и по ее результатам произвести доплату (не позднее 22 февраля 2019 г.) либо возврат.

Справочно
НК не содержит положений, каким образом осуществляется уплата экологического налога в случае, когда в течение квартала при изменении суммарного объема выбросов выдано новое разрешение. Однако в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков <*>.