С 28 марта 2018 г. вступают в силу изменения и дополнения в Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля банков <*>. Главным образом постановление N 62 приводит в соответствие нормы Инструкции положениям Декрета N 8, а также нормам Закона о мерах по предотвращению легализации доходов.

Обратите внимание
Основные положения Декрета N 8 вступают в силу с 28.03.2018.

1. В частности, в части терминологии, используемой в целях Инструкции:

— скорректированы понятия «подозрительная финансовая операция» и «финансовая операция, вызывающая подозрения» <*>. В рамках новых определений данные операции предполагают осуществление их не только в целях легализации доходов, полученных преступным путем, но и в целях получения таких доходов, а также в целях распространения или финансирования распространения оружия массового поражения.

Напомним, что под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем <*>.

— вводятся новые понятия («оператор криптоплатформы», «оператор обмена криптовалют», «цифровой знак (токен)»), определения которых предусматривает Декрет N 8 <*>.

2. Постановлением N 62 специальному подразделению банка вменена новая функция: самооценка вовлеченности банка в проведение подозрительных операций, которая будет реализована банками с использованием ряда показателей <*>.

На заметку
Специальное подразделение — структурное подразделение банка, в компетенцию которого входит осуществление мер в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения <*>.

Данная функция будет осуществляться банком не реже одного раза в течение календарного года по мере необходимости <*>. Самооценку  вовлеченности в проведение подозрительных операций банк будет производить на основе анализа динамики следующих показателей <*>:

— коэффициент вовлеченности банка в проведение подозрительных финансовых операций его клиентами <*>;

— критерий реализации банком права на отказ в осуществлении подозрительных финансовых операций. Банк сопоставляет два показателя: величина удельного веса спецформуляров с правом на отказ <*> и коэффициент реализации права на отказ в осуществлении финансовых операций <*>;

 На заметку

Право на отказ в проведении операции банк может реализовать, например, при выявлении следующих признаков подозрительных финансовых операций <*>:

— предоставление клиентом подозрительной информации, которую нельзя проверить;

— отказ клиента в предоставлении сведений;

— представление клиентом документов, вызывающих сомнение в их подлинности;

— несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента и др.

— величина удельного веса клиентов с высокой степенью риска в клиентской базе <*>;

— иные показатели, определяемые банком.

На заметку
 ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельно определяют показатели из числа показателей, предусмотренных в ч. 1 п. 34-1, в соответствии с характером и объемом осуществляемых банковских операций <*>.

3. Согласно изменениям банки должны отправлять копию отчета о результатах реализации правил внутреннего контроля банка, представляемого Совету директоров (наблюдательному совету), Национальному банку ежегодно по итогам работы за год (не позднее 31 марта года, следующего за отчетным). По итогам работы за 2017 год — не позднее 15 апреля 2018 г. <*>.

4. Расширен перечень клиентов, работа с которыми сопряжена с факторами, повышающими степень риска по профилю клиента: операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалют <*>.

5. К факторам, повышающим степень риска финансовых операций, будут относиться операции, связанные с приобретением и (или) отчуждением цифровых знаков (токенов) и осуществляемые на систематической основе <*>.

На заметку
Систематичность осуществления финансовых операций — осуществление клиентом финансовых операций 3 и более раза в течение одного календарного месяца <*>.

 6. Постановлением N 62 банки наделяются правом самостоятельно определять (дополнять) и конкретизировать факторы, повышающие (понижающие) степень риска работы банка с клиентами, предусмотренные п.п.22-27 Инструкции <*>. К числу таких факторов относятся факторы:

— повышающие степень риска по профилю клиента <*>;

— понижающие степень риска по профилю клиента <*>;

— повышающие степень риска по географическому региону <*>;

— понижающие степень риска по географическому региону <*>;

— повышающие степень риска по видам операций <*>;

— понижающие степень риска по видам операций <*>.

7. Изменениям подверглись и критерии выявления (признаки подозрительности) финансовых операций.

Так, в новой редакции изложен признак подозрительности, имеющий место при осуществлении индивидуальным предпринимателем снятия наличных денежных средств, перечисления денежных средств на счета физических лиц (в том числе посредством банковской платежной карточки), если суммы операций не соответствуют характеру деятельности клиента. Для отнесения данных операций к числу подозрительных устанавливается величина, в пределах которой совершается операция, — общая сумма финансовой(ых) операции(й) равна или превышает 2000 базовых величин за анализируемый период <*>.

На заметку
Анализируемый период — период времени, за который банк проводит анализ финансовых операций, составляющий, как правило, один календарный месяц <*>.

Обратите внимание
С 28 марта 2018 г. банк может не относить к числу подозрительных операций  разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление индивидуальным предпринимателем снятия наличных средств, перечисления средств на счета физлиц (в том числе посредством банковской платежной карточки) на общую сумму 500 базовых величин в случае отсутствия платежей по текущему (расчетному) банковскому счету индивидуального предпринимателя, связанных с его предпринимательской деятельностью, так как норма исключается <*>. Раньше этот признак использовался в течение шести месяцев со дня открытия в банке индивидуальным предпринимателем текущего (расчетного) банковского счета.

Дополнен перечень услуг (консалтинговыми, бухгалтерскими), оказываемых в рамках договоров, по которым разовое или неоднократное перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в размере, превышающем 2000 базовых величин, дает основание отнести операцию к числу подозрительных <*>.

Уточнено, что осуществление клиентом, в том числе нерезидентом, осуществляющим деятельность без постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь, нескольких финансовых операций не является препятствием для отнесения их в разряд подозрительных, несмотря на то, что каждая из них в отдельности может не вызывать подозрения <*>.

Повышен порог отнесения операций по приобретению иностранной валюты малолетним либо несовершеннолетним лицом, лицом, достигшим пенсионного возраста, в разряд подозрительных по сумме: с 500 базовых величин на 1000 базовых величин <*>.

Новыми признаками дополнен перечень критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций <*>. Из них следует, что банк вправе:

— применять критерии, определяемые в рекомендациях Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в случае, если у банка возникают подозрения, что финансовые операции осуществляются в целях финансирования террористической деятельности <*>;

—  классифицировать операции как подозрительные, если:

1) операции связаны с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин <*>;

2) операции связаны с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента Парка высоких технологий в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин.