Постановлением N 620 дополнительно к Закону о госзакупках в постановление N 395 введено новое основание приобретения товаров из одного источника. Так, у заказчика (организатора) появилось право осуществить закупку из одного источника при одновременном соблюдении следующих условий:

1) предметом закупки должен быть только товар, а не работа или услуга;

2) товар может быть приобретен только у его производителя, т.е. участником процедуры закупки из одного источника может быть только производитель данного товара. Это означает, что по подп. 1.9 постановления N 395 не допускается приобретение товара у субъекта, осуществляющего его перепродажу, у официального торгового представителя, дилера, дистрибьютора и т.д.;

3) цены на такие товары должны быть регулируемыми способами, установленными подп. 1.9 постановления N 395: путем установления фиксированных или предельных цен, предельных надбавок (скидок, наценок), предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, декларирования цен;

4) не допускается приобретение товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни);

5) факт производства товаров должен быть подтвержден:

— сертификатом продукции собственного производства, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой или унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами в порядке, установленном Положением N 1520);

— копией такого сертификата.

Заказчик (организатор) при осуществлении закупки из одного источника по подп. 1.9 постановления N 395 должен учитывать, что сертификат продукции собственного производства выдается на одно или на несколько наименований продукции. При выдаче сертификата на несколько наименований продукции последние должны быть указаны в приложении к такому сертификату.

Сфера действия сертификата распространяется на указанную в нем продукцию, произведенную в период его действия юридическим лицом (включая обособленные подразделения, указанные в сертификате).

При отнесении товаров к продукции собственного производства должны быть выполнены требования Положения N 1817.

Если товар закупается как комплект или в виде набора, то в сертификате должны быть указаны также составляющие такого набора (комплекта).

Пунктом 11 Положения N 1520 установлен максимальный срок действия сертификата — 1 год. Как правило, началом срока действия сертификата является дата подписания (составления) акта экспертизы. Но по ходатайству юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся за выдачей сертификата, срок начала действия сертификата может устанавливаться ранее даты подписания (составления) акта экспертизы, но не ранее 1 января года начала проведения экспертизы. Это возможно в случае, если продукция в этот период отвечала условиям и критериям, предъявляемым к продукции (работам, услугам) собственного производства, установленным Положением N 1817.

Иными документами при осуществлении закупки из одного источника по подп. 1.9 постановления N 350 подтвердить факт, что участник является производителем товара, не допускается.

При этом обращаем внимание, что по подп. 1.9 постановления N 350 может быть приобретена любая продукция собственного производства участника, подтвержденная соответствующим сертификатом, кроме товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (на республиканском и местном уровнях).

Закупка из одного источника по подп. 1.9 постановления N 350 производится по общим правилам проведения процедуры закупки из одного источника, каких-либо особенностей не предусмотрено. Вместе с тем полагаем, что в качестве подтверждения правильности выбора основания процедуры закупки из одного источника следует в дело по процедурам госзакупок разместить сам сертификат или его копию.

В справке, оформляемой по результатам проведения процедуры такой закупки, в графе «Основание выбора процедуры закупки из одного источника» указывается «иное» либо, как вариант, «подп. 1.9 постановления N 350».

Следует также учитывать, что цены на товары, приобретаемые по подп. 1.9 постановления N 395, должны быть регулируемыми хотя бы одним из следующих способов: путем установления фиксированных или предельных цен, предельных надбавок (скидок, наценок), предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, декларирования цен.

Необходимо также учитывать, что действие подп. 1.9 постановления N 350 не распространяется на товары, цены на которые регулируются такими способами, как определение порядка установления и применения цен, а также индексация цен.

Таким образом, новое основание приобретения товаров из одного источника имеет ряд особенностей, которые отличают его от других случаев проведения процедуры закупки из одного источника. На взгляд автора, существенные отличия, например, п. 58 приложения к Закону о госзакупках и подп. 1.9 постановления N 350 заключаются в следующем:

1) в п. 58 приложения к Закону о госзакупках речь идет о ценах (тарифах), установленных законодательством, т.е. в данном случае в акте законодательства должна быть зафиксирована цена или тариф в твердой денежной сумме, т.е. здесь речь идет только о фиксированной цене. В частности, согласно ст. 1 Закона «О ценообразовании» фиксированная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф) в твердо выраженной денежной величине;

2) по п. 58 приложения к Закону о госзакупках допускается приобретение не только товаров, но и работ или услуг по фиксированным тарифам;

3) по п. 58 приложения к Закону о госзакупках приобретать соответствующие товары (работы, услуги) можно не только у производителей, но и у любого субъекта, отвечающего требованиям к участникам процедуры госзакупки. 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex