25 декабря 2020 г. вступил в силу Указ N 478, принятый в целях качественного и своевременного оказания жилищно-коммунальных услуг, выполнения работ по благоустройству населенных пунктов, а также обеспечения организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) современной техникой и оборудованием.

Следует отметить, что в законодательстве установлена очередная возможность выполнения работ (оказания услуг) без проведения соответствующих процедур закупок, требуемых согласно законодательству о госзакупках, закупках за счет собственных средств, закупках товаров (работ, услуг) при строительстве. Такое право предоставлено только местным исполнительным и распорядительным органам. При наличии необходимости провести соответствующую процедуру закупки местный исполнительный и распорядительный орган вправе принять решение о проведении соответствующей процедуры госзакупки, закупки за счет собственных средств, закупки при строительстве для приобретения работ или услуг, поименованных в Указе N 478.

1. Местные исполнительные и распорядительные органы получили право в течение двух лет, начиная с 25 декабря 2020 г., своим решением определять специализированные организации длявыполнения (оказания) работ (услуг) по освещению и подсветке населенных пунктов, включая содержание (эксплуатацию) сетей наружного освещения, на объектах, закрепленных за данными организациями на праве хозяйственного ведения <*>. В данном случае, полагаем, необходимо соответствующее решение исполкома, в котором должны быть перечислены данные специализированные организации с указанием соответствующих работ или услуг, которые они будут выполнять. Не имеет значения, на территории какого населенного пункта планируется выполнение этих работ или оказание услуг.

Справочно
К специализированным организациям Указ N 478 относит организации государственной формы собственности, осуществляющие мероприятия по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, в том числе наружного освещения, на территориях населенных пунктов. 

Минжилкомхоз должен своим постановлением определить перечень видов работ или услуг, для выполнения (оказания) которых допускается прямое заключение местным исполнительным и распорядительным органом соответствующего договора без проведения процедур закупок. В обязательном порядке финансирование должно производиться за счет средств местных бюджетов. При возможном финансировании такого рода работ или услуг за счет средств республиканского бюджета процедуры закупок проводятся в общеустановленном порядке.

При этом Указ N 478 не устанавливает какой-либо специфики по формированию цены договора, заключаемого в порядке, предусмотренном подп. 1.1 п. 1 Указа N 478.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы получили также право в течение двух лет, начиная с 25 декабря 2020 г., своим решением без проведения соответствующих процедур закупок определять организации, которые могут на договорной основе выполнять работы или оказывать услуги по <*>:

— содержанию (эксплуатации) и ремонту закрепленных за специализированными организациями на праве хозяйственного ведения объектов внешнего благоустройства;

— техническому обслуживанию, текущему ремонту, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, техническому обслуживанию лифта в отношении общего имущества совместного домовладения, управление которым осуществляется уполномоченным лицом, и общежитий, находящихся в коммунальной собственности;

— обращению с твердыми коммунальными отходами.

В отношении подп. 1.2 п. 1 Указа N 478 имеется также специфика реализации:

1) в качестве организаций, с которыми допускается заключение прямых договоров без проведения соответствующих процедур закупок, могут выступать:

— организации, имущество которых находится в коммунальной собственности, т.е. в собственности административно-территориальных единиц;

— АО, акции которых принадлежат административно-территориальным единицам;

2) без проведения процедур закупок можно заключать такого рода договоры для выполнения работ или оказания услуг только на территории малых и средних населенных пунктов, т.е. кроме территорий г. Минска и областных центров;

3) Указ N 478 содержит открытый перечень объектов благоустройства, к которым в том числе относятся:

— озелененные территории и объекты озеленения;

— транспортные и пешеходные коммуникации, включая улично-дорожную сеть;

— малые архитектурные формы;

— планировочные и объемные элементы благоустройства;

— игровое и спортивное оборудование;

— иные объекты, предназначенные для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека.

Кроме того, определен порядок ценообразования по работам и услугам, оказываемым по прямым договорам в порядке, предусмотренном подп. 1.2 п. 1 Указа N 478.

Так, по каждой организации, с которой заключается такого рода прямой договор на выполнение работ или оказание услуг, до 31 декабря каждого года в решении местного исполнительного и распорядительного органа должна быть определена общая стоимость таких работ или услуг, т.е. по сути определяется цена договора, заключаемого на очередной финансовый год. При этом установлены следующие ограничения при закупке работ или услуг по:

— содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства. Цена договора определяется исходя из экономически обоснованных затрат на выполнение работ или оказание услуг и плановой рентабельности, не превышающей 10 процентов;

— техническому обслуживанию, техническому обслуживанию лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами. Цена договора определяется исходя из планово-расчетных цен на данные услуги;

— санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома. Цена договора определяется в рамках предельно допустимых тарифов для населения. В части оказания этих услуг в общежитиях цена договора определяется исходя из экономически обоснованных затрат на их оказание;

— текущему ремонту, ремонту объектов внешнего благоустройства. Цена договора определяется в соответствии с законодательством в области цен и ценообразования в строительстве.

Несмотря на то, что Указ N 478 в целом ведет речь о прямом заключении соответствующих договоров на выполнение работ или оказание услуг без проведения процедур закупок, предусмотренных законодательством, мы полагаем, что в данном случае правомерно вести речь именно о закупках. Это следует из названия Указа N 478, а также ч. 1 п. 2 Указа N 478, где речь идет именно о стоимости закупаемых работ или услуг.

3. Указ N 478 внес изменения в УказN 146, распространив возможность приобретения техники в лизинг для неплатежеспособных организаций ЖКХ без уплаты авансового платежа.

Так, без уплаты авансового платежа, предусмотренного Указом N 146, допускается закупка техники и оборудования, приобретаемых лизингодателями за счет собственных денежных средств для неплатежеспособных организаций ЖКХ. Перечень таких неплатежеспособных организаций ЖКХ утверждается ежегодно до 1 июля облисполкомами и Мингорисполкомом. Лизинговые платежи и выкупная стоимость предмета лизинга подлежат выплате за счет средств соответствующих бюджетов базового и областного территориальных уровней <*>.

Следует отметить, что применительно к Указу N 146 из понятия «собственные средства» исключены <*>:

— кредиты (ценные бумаги), привлекаемые (эмитируемые) для финансирования приобретения имущества, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга;

— средства, получаемые лизингодателями в виде авансовых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) по правилам Указа N 146.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex