В настоящее время законодателем проводится активная работа по либерализации порядка и условий осуществления экономической деятельности, направлениями которой являются в том числе исключение излишних формальностей при оформлении документов, упрощение процедуры государственной регистрации субъектов хозяйствования для того, чтобы в максимально короткий срок начать осуществление деятельности.

В результате такой работы издан Декрет от 23.11.2017 N 7, одним из нововведений которого является отмена обязательного использования субъектами хозяйствования печати <*>.

Следует отметить, что печать на данный момент не имеет такого значения, как ранее, поскольку ее наличие не может гарантировать подлинность документа. Так, в связи с признанием утратившим силу постановления МВД от 25.09.2000 N 157 <*> с 3 ноября 2012 г. отсутствуют требования к печати, порядку ее изготовления, использования и уничтожения.

Более того, все большее распространение получает электронный документооборот, в котором электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи, а также оттиска печати <*>.

Указанное в совокупности подтверждает, что существуют реальные предпосылки для отмены обязательного использования печати всеми субъектами хозяйствования в Республике Беларусь.

Так, со вступлением в силу с 26 февраля 2018 г. Декрета от 23.11.2017 N 7 субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. Из указанного можно сделать следующие выводы:

1. Право принятия решения об использовании печати принадлежит юридическим лицам любых организационно-правовых форм и индивидуальным предпринимателям исходя из установленного Декретом от 23.11.2017 N 7 определения понятия «субъекты хозяйствования» <*>.

2. Ввиду отсутствия соответствующего изъятия данное право принадлежит как субъектам хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена до вступления в силу Декрета от 23.11.2017 N 7, так и вновь создаваемым субъектам хозяйствования.

3. Случаи, при которых субъект хозяйствования обязан использовать печать, могут быть установлены только международными договорами Республики Беларусь.

Поскольку индивидуальным предпринимателям и ранее предоставлялось право не использовать печать, далее в настоящей статье будут рассмотрены вопросы применения печати субъектами хозяйствования — юридическими лицами.

До вступления в силу Декрета от 23.11.2017 N 7 требование о наличии печати и ее использовании не было закреплено напрямую в законодательстве Республики Беларусь. Однако ряд нормативных правовых актов содержал специальные требования к оформлению документов, в том числе обязательное наличие печати:

— на документах, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей <*>;

— на копиях документов и выписках из них при пересылке в другие организации или выдаче их на руки <*>;

— на личных справках (документах, подтверждающих сведения биографического и (или) служебного характера, выдаваемых гражданину) <*>;

— в трудовой книжке работника <*>, расписке в получении трудовой книжки <*>, книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним <*>;

— на первичных учетных документах, составленных по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления (в случаях, если указанными формами предусмотрено проставление печати) <*>;

— на документах, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление юридического лица <*>;

— на доверенности, выданной от имени юридического лица <*>, на двойном складском свидетельстве <*>, а также при совершении иных сделок по соглашению сторон <*>.

Декретом от 23.11.2017 N 7 внесены изменения и дополнения в Декрет от 16.01.2009 N 1, в соответствии с которыми исключены положения, связанные с использованием печати субъектами хозяйствования <*>. При этом иные акты законодательства также подлежат приведению в соответствие с Декретом от 23.11.2017 N 7 и до этого момента действуют в части, не противоречащей ему <*>.

Необходимо отметить, что Декрет от 23.11.2017 N 7 имеет большую юридическую силу, чем законы, в том числе ГК, и иные акты законодательства <*>.

С учетом изложенного с момента вступления в силу Декрета от 23.11.2017 N 7 во всех случаях, в которых законодательством ранее предусматривалось наличие печати в качестве обязательного реквизита, субъекты хозяйствования вправе не использовать печать. Отсутствие печати на документах, составленных с 26 февраля 2018 г., не влияет на их юридическую силу.

Вновь созданные субъекты хозяйствования должны определить, будет ли ими использоваться печать. При этом в случае принятия решения об осуществлении деятельности без печати, с нашей точки зрения, не требуется какого-либо оформления данного решения, поскольку законодательством не установлено иное.

Если субъектом хозяйствования планируется осуществление деятельности с использованием печати, то при отсутствии установленного законодательством порядка такого использования необходимо издание (принятие) локального нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие положения, в том числе ответственность за хранение печати и перечень документов, на которых она должна проставляться <*>.

Субъекты хозяйствования, государственная регистрация которых была произведена до вступления в силу Декрета от 23.11.2017 N 7 и которые имеют печать, вправе продолжить ее применять или принять решение об отказе от использования печати. В связи с тем что законодательством не предусмотрен порядок уничтожения печати и исключена необходимость ее представления в регистрирующий орган, субъект хозяйствования вправе уничтожить ее самостоятельно. Факт уничтожения печати целесообразно оформить актом об уничтожении печати с приложением образца оттиска уничтожаемой печати.

Если в учредительном документе субъекта хозяйствования содержится положение о наличии печати, необходимо внести в него соответствующие изменения и обратиться за их государственной регистрацией в установленном законодательством порядке. Кроме того, следует отменить или внести изменения в локальные нормативные правовые акты, если в них содержатся положения, касающиеся вопросов применения печати.

Поскольку отказ от использования печати фактически влечет изменение сведений, подлежащих включению в карточку с образцами подписей, полагаем, что субъект хозяйствования обязан незамедлительно уведомить банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию о принятом решении об отказе от использования печати и в месячный срок со дня принятия такого решения оформить новую карточку с образцами подписей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь <*>.

Субъект хозяйствования не обязан уведомлять государственные органы, организации и иных лиц о принятом решении об отказе от использования печати в силу отсутствия каких-либо требований об этом в законодательстве. Отметим, что использование печати является правом субъекта хозяйствования, в связи с чем иные лица не могут требовать от субъекта хозяйствования наличия на исходящем от него документе печати.

Представляется правильным подход, применяемый в Украине в связи с отказом от обязательного использования печати субъектами хозяйствования согласно Закону Украины от 23.03.2017 N 1982-VIII, вступившему в силу с 19 июля 2017 г. Так, в соответствии с п. 2 ст. 58-1 Хозяйственного кодекса Украины печать не может быть обязательным реквизитом какого-либо документа, который подается субъектом хозяйствования органу государственной власти или органу местного самоуправления. При этом Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен ст. 166-24, согласно которой требование должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления о наличии на документе, который подается субъектом хозяйствования, печати или отказ в принятии документа в связи с отсутствием на нем оттиска печати субъекта хозяйствования, если обязанность такого заверения документа не установлена законом, влечет административную ответственность.

Таким образом, с момента вступления в силу Декрета от 23.11.2017 N 7 печать является лишь одним из способов индивидуализации субъекта хозяйствования. При этом, с одной стороны, исключение необходимости проставления печати на документах может повлечь совершение субъектами хозяйствования недобросовестных действий, в том числе увеличение случаев подписания документов от имени субъектов хозяйствования не уполномоченными на это лицами.

С другой стороны, отмену обязательного использования субъектами хозяйствования печати в целом следует расценивать как положительное изменение, поскольку данное обстоятельство соответствует мировой практике. Например, в Украине, Республике Казахстан, Российской Федерации положения законодательства, отменяющие печать как обязательный реквизит документа, действуют уже в настоящее время.

Кроме того, рассматриваемое нововведение Декрета от 23.11.2017 N 7 полностью соотносится с параллельно проводимой законодателем работой над расширением практики применения электронной цифровой подписи и электронных документов. Например, подготовлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», которым предусматривается возможность применения электронной цифровой подписи для доступа к единому порталу электронных услуг, наличие чипа с электронной цифровой подписью в идентификационной карте гражданина Республики Беларусь (ID-карта). Также данным проектом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, создавшим электронный документ или получившим такой документ от иных субъектов посредством межведомственных информационных систем, предоставляется право удостоверить форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

В заключение отметим, что Декрет от 23.11.2017 N 7 содержит лишь общую норму, отменяющую обязательность использования печати субъектами хозяйствования.

Читайте также

Субъекты хозяйствования вправе не использовать печать

Трудовые книжки: печать нанимателя не нужна