При проведении закупок за счет собственных средств частным предприятием (без доли государства) могут появиться основания для включения участников закупки в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Для решения вопроса о формировании и ведении такого списка необходимо обратить внимание на правовое регулирование закупок за счет собственных средств, осуществляемых такими субъектами. Так, действующее законодательство о госзакупках и закупках за счет собственных средств не распространяется на частные унитарные предприятия или иных соответствующих субъектов хозяйствования, не являющихся получателями бюджетных средств или субъектами, подпадающими под действие постановления N 229. Соответственно субъекты хозяйствования, не обязанные осуществлять госзакупки или закупки за счет собственных средств, вправе самостоятельно урегулировать порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) для своих нужд на уровне локального акта.

Соответственно для частного предприятия может возникнуть вопрос: вправе ли оно при осуществлении закупки за счет собственных средств через размещение информации на собственном сайте создать собственный реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, отразив порядок его ведения в локальном акте предприятия?

Так, действующее законодательство не содержит прямого запрета на создание собственного реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, с отражением такого порядка на уровне локального правового акта.

Вместе с тем закупки, осуществляемые в том числе субъектами хозяйствования, не обязанными осуществлять госзакупки или закупки за счет собственных средств, должны отвечать требованиям антимонопольного законодательства, поскольку под закупкой товаров, на которую распространяет свое действие Закон о противодействии монополистической деятельности, понимается приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении госзакупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве <*>. Таким образом, нормы Закона о противодействии монополистической деятельности регулируют осуществление закупок любыми субъектами хозяйствования, независимо от наличия либо отсутствия доли государства в уставном фонде в случае, если в таких закупках принимают участие или потенциально могут принять участие два и более субъекта.

Статья 24 Закона о противодействии монополистической деятельности, устанавливая антимонопольные требования к закупкам товаров, запрещает действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. С учетом вышеуказанных требований антимонопольного законодательства при создании собственного реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, с отражением такого порядка на уровне локального правового акта, по мнению автора, существует потенциальный риск нарушения антимонопольных требований к закупкам товаров.