В материале рассмотрим вопрос о возможности получения дивидендов акционерами акционерного общества (АО), в котором Республика Беларусь может определять решения, принимаемые этим обществом, в случае перечисления части прибыли (дохода) такого АО в бюджет.

В статье «Акционерные общества: о природе части прибыли, выплачиваемой государству» (автор Я.И.Функ) рассмотрена правовая природа части прибыли АО, в отношении которого Республика Беларусь может определять решения, принимаемые этим обществом, перечисляемой таким АО в бюджеты в соответствии с Указом от 28.12.2005 N 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее — Указ N 637).

Так, выделено два подхода при определении правовой природы интересующего нас явления. В рамках первого подхода исчисление и перечисление в бюджет части прибыли хозобществ применительно к АО понимается именно как дивиденд. Второй подход выделяют, признавая, что в Указе N 637 законодатель относится к интересующей нас части прибыли (дохода) именно как к своеобразному сбору, режим уплаты которого, а также меры по взысканию которого сходны с мерами по взысканию налогов и сборов в бюджет Республики Беларусь.

Отвечая на вопрос о возможности получения дивидендов, отметим следующие моменты.

1. Если возобладает первая из приведенных нами позиций (подходов), то:

— перечисление части прибыли (дохода) в бюджет хозобществами, в отношении которых Республика Беларусь и (или) ее административно-территориальные единицы, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозобществами;

— полученные акционерами АО дивиденды будут рассматриваться в качестве дивиденда, перечисляемого Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице, от находящихся в республиканской коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в уставных фондах этих хозобществ;

— в данном случае и иные акционеры соответствующих АО должны будут получать дивиденды за те же периоды и в те же сроки, что и государство.

То есть, если встать на первую из изложенных нами ранее позиций, мы должны признать полное равенство всех акционеров, включая Республику Беларусь и ее административно-территориальные единицы, при выплате дивидендов. А следовательно, «особо защищать свои права» при рассматриваемом подходе иным акционерам по сравнению с Республикой Беларусь и ее административно-территориальными единицами при распределении прибыли не требуется.

Последнее объясняется тем, что применительно к акционерам — владельцам простых (обыкновенных) акций законодательство о хозобществах, как показано ранее, исходит из принципа их равенства применительно к выплате дивидендов, а именно: если дивиденды распределяются кому-либо из акционеров — владельцев простых (обыкновенных) акций, то, безусловно, распределение дивиденда должно быть осуществлено и в отношении всех остальных акционеров — владельцев простых (обыкновенных) акций.

Изложенный принцип нашел свое подтверждение в ст. 72 Закона от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах), которая предусматривает, что список акционеров, имеющих право на получение дивиденда, составляется на основании данных того же реестра акционеров, на основании которого был составлен список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, принявшем решение о выплате соответствующих дивидендов.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основе данных реестра акционеров, сформированного на дату, установленную уполномоченным органом хозобщества; дата же формирования реестра акционеров, на основании которого составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть определена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров <*>.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать имя (наименование) каждого такого лица, т.е. каждого акционера <*>.

Отметим, что в случае перехода (передачи) права на акции после даты формирования реестра акционеров, на основании которого составлялся список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров к другому лицу (новому акционеру) такое лицо имеет право участвовать в данном общем собрании акционеров при предъявлении им доказательств, подтверждающих переход (передачу) права на акции <*>.

Таким образом, если рассматриваемое распределение прибыли в бюджет будет являться дивидендом, то порядок объявления и выплаты дивидендов по простым (обыкновенным) акциям, включая распределение прибыли в бюджеты, будет определяться уставом соответствующего АО. Исключение составляет срок выплаты дивиденда, который может быть определен и решением общего собрания акционеров, принятым большинством не менее чем 2/3 голосов лиц, принимающих участие в общем собрании.

Правда, в связи с изложенным необходимо учитывать то обстоятельство, что и указанные выше положения устава конкретного АО, и указанное выше решение общего собрания участников должны быть скоррелированы с нормами п. 3-1 Указа N 637 в части сроков выплаты (перечисления) соответствующих дивидендов, так как мы считаем, что в этом случае все акционеры, включая Республику Беларусь, и ее административно-территориальные единицы, и иных акционеров, должны получить свои дивиденды в единые сроки при условии соблюдения единого порядка .

2. Если будет признана вторая позиция, то в данном случае в связи с непризнанием перечисления части прибыли (дохода) рассматриваемых нами хозобществ в бюджет в качестве дивиденда остальные акционеры (имеется в виду по отношению к Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам) не смогут претендовать на получение дивиденда в связи с указанным перечислением части прибыли (дохода) хозобщества в бюджеты.

При этом отметим, что, скорее всего, перечисляемая отдельными высокорентабельными хозобществами часть прибыли (дохода) в государственный целевой бюджетный фонд национального развития (сверх перечисления рассмотренной выше части прибыли (дохода) в бюджеты) не может рассматриваться в качестве распределения дивидендов, так как у данной части прибыли (дохода) иное «правовое назначение», хотя с точки зрения экономических факторов и, даже более, существа отношений это все те же «финансовые поступления», которые получают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы от принадлежащих указанным субъектам акций (долей в уставном фонде), а не в связи с реализацией государством своего права как суверена взимать налоги и сборы с подъюрисдикционных ему субъектов. Этот вывод базируется:

— на особом порядке перечисления указанной прибыли (дохода) соответствующих хозобществ. Законодатель ежегодно устанавливает положения, касающиеся государственного целевого бюджетного фонда национального развития, принимает и утверждает НПА по данному вопросу;

— на том, что в Указе N 637 применительно к рассматриваемой части прибыли (дохода), в отличие от проанализированной нами ранее части прибыли (дохода), которая перечисляется в бюджет в соответствии с п. 1 Указа N 637, законодатель не сделал никакого сравнения данной части прибыли (дохода) с дивидендом.

Хотя еще раз отметим, что с точки зрения существа отношений это все те же дивиденды, которые получает государство как владелец акций (долей в уставном фонде), но в отношении данной части прибыли (дохода) законодатель уточняет, что речь идет именно о прибыли (доходе) «сверх прибыли (дохода), получаемой в соответствии с п. 1 Указа N 637»; а раз так, то и «сверх тех дивидендов (при признании такого подхода)», которые получает государство как «стандартные дивиденды».

Следовательно, даже если с точки зрения экономики рассматриваемая нами последняя «часть прибыли» и может определяться как «сверхдивиденд», или, иначе, «экстраординарный дивиденд», то с точки зрения права он таковым, скорее всего, не является, так как на него не может претендовать никто другой из акционеров, кроме государства.