В Беларуси функционирует институт общественной экологической экспертизы, который позволяет гражданам Республики Беларусь и общественным объединениям реализовать свое право в обеспечении экологической безопасности путем проведения общественной экологической экспертизы.

В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза <*>.

С 01.12.2020 в связи с принятием постановления Совмина от 30.09.2020 N 571 вступит в силу ряд изменений и дополнений в Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утв. постановлением Совмина от 29.10.2010 N 1592 (далее — Положение N 1592).

Термины и их определения, используемые в Положении N 1592, непосредственно увязаны со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З “О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду” (далее — Закон о государственной экологической экспертизе).

Соответственно, по аналогии с термином “государственная экологическая экспертиза” введено новое определение термина “общественная экологическая экспертиза”. Общественная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации (далее, если не указано иное, — проектная документация) требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — регламентам градостроительного развития и использования территорий.

Сформирован следующий перечень объектов общественной экологической экспертизы <*>:

— градостроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

— предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;

— архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что процедурой общественной экологической экспертизы охвачены все уровни и виды градостроительного развития территорий.

Уровни и виды градостроительного планирования территорий изложены в ст. 40 — 44 Закона об архитектурной деятельности.

При определении объекта общественной экологической экспертизы следует обратить внимание на следующую особенность.

Статьей 7 Закона о государственной экологической экспертизе определены объекты, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду урегулировано ст. 19 Закона о государственной экологической экспертизе.

При этом установлены исключения из обязанности проведения оценки воздействия на окружающую среду, а именно, при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий <*>:

— не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5% от первоначально утвержденной проектной документацией;

— не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на 5% от первоначально утвержденных проектной документацией;

— не планируется предоставления дополнительного земельного участка;

— не планируется изменения назначения объекта.

Принимая во внимание изложенное, общественная экологическая экспертиза не проводится при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, в случае если не проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе “Общественные обсуждения”, направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы <*>.

При этом следует учесть, что порядок проведения общественных обсуждений градостроительной документации определен Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утв. постановлением Совмина от 01.06.2011 N 687, а порядок проведения общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду определен Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений утв. постановлением Совмина от 14.06.2016 N 458 (в ред. от 30.09.2020).

В указанных Положениях определено содержание соответствующих уведомлений о проведении общественных обсуждений. Вместе с тем при проведении общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду законодатель установил обязанность по содержанию уведомления в части сроков подачи заявлений о проведении общественной экологической экспертизы, в то время как при проведении общественных обсуждений градостроительной документации законодатель не установил обязанность по содержанию уведомления в части сроков подачи заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Однако установлено право инициатора обратится в течение 10 рабочих дней с момента начала проведения общественных обсуждений. По истечении указанного срока заявления не рассматриваются.

Не исключена ситуация, когда инициаторов для проведения общественной экологической экспертизы может быть несколько. В таком случае заказчик в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений информирует всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Проектная документация передается заказчиком инициатору не менее чем за 35 календарных дней до направления ее на государственную экологическую экспертизу. При этом в случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик информирует об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки <*>.

Таким образом, постановлением Совмина от 30.09.2020 N 571 определены сроки предоставления проектной документации на общественную экологическую экспертизу, а именно не менее чем за 35 календарных дней до направления ее на государственную экологическую экспертизу, что позволяет обеспечить единообразный процесс проведения экологических экспертиз.

Ранее проектная документация направлялась для проведения общественной экологической экспертизы в срок не позднее 20 рабочих дней со дня поступления заявления о проведении общественной экологической экспертизы. С учетом того что оценка воздействия на окружающую среду выполняется на самой ранней стадии и, как правило, до разработки проектной документации предоставление полноценного комплекта документов проектной документации затруднительно для заказчика, проведение общественной экологической экспертизы качественно и объективно вызывало затруднения.

Важным элементом в проведении общественной экологической экспертизы является своевременное информирование.

Расширены обязанности инициаторов общественной экологической экспертизы, а также организаторов общественных обсуждений. В частности, инициатор в течение семи рабочих дней после получения от заказчика проектной документации также должен уведомить организатора общественных обсуждений о необходимости размещения на его официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе “Общественные обсуждения” сообщения о проведении общественной экологической экспертизы <*>.

Следует отметить обязанность инициатора при публикации в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано уведомление об общественных обсуждениях, сообщения о проведении общественной экологической экспертизы отразить обязательную информацию, предусмотренную п. 11 Положения N 1592.

Инициаторы могут организовывать информирование заинтересованной общественности о ходе проведения общественной экологической экспертизы и ее результатах (предварительных и окончательных) путем публикации в печатных средствах массовой информации, сети Интернет, почтовой рассылки, проведения встреч, круглых столов, семинаров.

Постановлением Совмина от 30.09.2020 N 571 дополнительно установлена обязанность специалистов при проведении общественной экологической экспертизы в случае выявления несоответствия проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — регламентам градостроительного развития и использования территорий в выводах заключения указываются положения (требования) НПА, в том числе обязательных для соблюдения ТНПА, которым не соответствуют проектные решения, и дается разъяснение по каждому выявленному несоответствию <*>.

Также дополнительно установлена норма в обязательности направления инициатором заказчику, организациям, которые проводят государственную экологическую экспертизу проектной документации, местным исполнительным и распорядительным органам и иным заинтересованным.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер.

Следует также отметить право заказчика в предоставлении проектной документации инициаторам за плату в соответствии с п. 8 ст. 4 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанной в г. Орхусе 25.06.1998.