Общественные работы — новый вид административного взыскания. Что он собой представляет, чем отличается от исправительных работ и каков порядок его исполнения? Давайте разберемся.

Новый вид административного взыскания

В новом КоАП исправительные работы заменены общественными (ст. 6.5 нового КоАП). Между этими видами взысканий существенная разница.

Исправительные работы отбывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев (ч. 1 ст. 6.6 прежнего КоАП).

Общественные работы заключаются в выполнении правонарушителем бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время. Они направлены на достижение общественно полезных целей. Сущность общественных работ заключается в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

Правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в виде общественных работ, относятся к категории грубых административных правонарушений (ч. 4 ст. 2.2 нового КоАП).

Общественные работы являются основным административным взысканием, оно не может быть назначено в качестве дополнительного (ч. 1 ст. 6.3  нового КоАП).

Перечень общественных работ утверждается Правительством.

Общественные работы налагаются только судом, иные органы не вправе это сделать (ч. 3 ст. 6.2 нового КоАП).

Общественные работы налагаются только при согласии физлица (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП).

К общественным работам не могут быть привлечены (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП):

— пенсионеры;

— несовершеннолетние;

— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— инвалиды I и II группы;

— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

Организация исполнения общественных работ

Исполнение общественных работ в новом ПИКоАП регулирует гл. 22.

Общественные работы выполняются по месту жительства правонарушителя. Организация их исполнения возложена на местные исполнительные и распорядительные органы базового уровня (в Минске — на администрации района в городе) (ст. 22.1 нового ПИКоАП). К базовому территориальному уровню относятся горисполкомы (городов областного подчинения) и райисполкомы (далее — местные органы власти) (ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона N 108-З).

В обязанности местных органов власти входит (ст. 22.3 нового ПИКоАП):

— ведение учета правонарушителей;

— разъяснение порядка и условий выполнения общественных работ;

— определение объектов и конкретных видов выполняемых общественных работ. Основой для этого является перечень общественных работ, утверждаемый Правительством;

— разработка и утверждение графика выполнения общественных работ. График согласовывается с организацией, в которую правонарушитель направляется для выполнения общественных работ;

— ведение суммарного учета отработанного времени;

— направление в суд представления об освобождении правонарушителя от исполнения общественных работ в случае достижения им пенсионного возраста, беременности, возникновения в период выполнения общественных работ иных обстоятельств, предусмотренных КоАП (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП);

— пересмотр графика выполнения работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

— увеличение продолжительности выполнения общественных работ с 4 до 8 ч в день (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

— вынесение официальных предупреждений в отношении уклоняющихся от выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

Обязанности организации, в которой выполняются общественные работы

Администрация такой организации обязана (ст. 22.4 нового ПИКоАП):

— контролировать соблюдение порядка, условий и графика выполнения общественных работ;

— уведомлять местные органы власти о нарушениях порядка, условий или графика выполнения общественных работ.

Кроме того, при выполнении общественных работ должны быть обеспечены условия труда в соответствии с законодательством. В противном случае лицу, получившему увечье, придется возмещать вред (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Обязанности лиц, выполняющих общественные работы

Лица, выполняющие общественные работы, обязаны (ч. 1 ст. 22.5 нового ПИКоАП):

— соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они выполняют общественные работы;

— добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока в соответствии с графиком выполнения общественных работ;

— информировать местные органы власти об изменении места жительства;

— являться по вызову в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ;

— уведомлять местные органы власти об уважительных причинах, препятствующих выполнению общественных работ.

Права лиц, выполняющих общественные работы

Как бы удивительно это ни звучало, но за правонарушителями сохранили кое-какие права. В новом ПИКоАП они изложены в различных статьях, что, безусловно, не очень удобно в пользовании.

Правонарушители вправе ходатайствовать перед местными органами власти об изменении графика выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Кроме того, правонарушитель вправе ходатайствовать об увеличении продолжительности выполнения общественных работ до 8 ч в течение дня. Это максимальное время выполнения общественных работ в течение дня. По 10 — 12 ч выполнять общественные работы нельзя. Выполнять общественные работы в течении 8 ч подряд допускается в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП). Новый ПИКоАП не содержит указания на то, кто принимает подобное решение. Однако исходя из анализа иных статей следует, что это компетенция местных органов власти.

Правонарушитель вправе ходатайствовать об отсрочке выполнения общественных работ. Такое ходатайство направляется в суд при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Правонарушитель также может ходатайствовать о рассрочке выполнения общественных работ при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению таких работ. Решение о рассрочке принимает суд (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Согласно законодательству правонарушитель также вправе получить возмещение вреда в случае причинения ему увечья, связанного с выполнением общественных работ (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Сроки отбывания общественных работ

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день (ч. 2 ст. 6.5  нового КоАП). Это правило в новом КоАП изложено как императивное, которое не может быть изменено. Однако новый ПИКоАП содержит иную норму. По ходатайству правонарушителя максимальная продолжительность выполнения общественных работ в течение дня может быть увеличена до 8 ч. Работать таким образом можно в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Правонарушитель должен быть привлечен к выполнению общественных работ не позднее 10 дней со дня поступления в местные органы власти постановления о наложении административного взыскания (ч. 1 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

Течение 10-дневного срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно календарной даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (п. 19 ч. 1 ст. 1.4 нового ПИКоАП).

Время, в течение которого правонарушитель, не выполнял общественные работы по уважительным причинам, не засчитывается в общий срок такого административного взыскания (ч. 2 ст. 22.2 нового ПИКоАП). Перечень уважительных причин новый ПИКоАП не содержит. Как правило, к таковым относят нетрудоспособность, подтверждаемую документально, командировки и т.д. При этом не считаются уважительными причинами ежегодный оплачиваемый отпуск по основному месту работы, каникулы по месту учебы. Их предоставление не приостанавливает выполнение общественных работ (ч. 3 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

Отсрочка, рассрочка и случай, когда общественные работы исполнению не подлежит

Суд, который вынес постановление о наложении административного взыскания, может отсрочить его исполнение на срок до месяца. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ в установленные сроки. Перечень таких обстоятельств новый ПИКоАП не содержит. Решение об отсрочке суд вправе принять по собственной инициативе либо по ходатайству правонарушителя (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Суд также вправе рассрочить исполнение постановления на срок до 2 месяцев. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению общественных работ в установленные сроки. Ходатайствовать о предоставлении рассрочки исполнения общественных работ вправе только правонарушитель (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Об отсрочке, рассрочке исполнения общественных работ выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки. Постановление объявляется правонарушителю и направляется местным органам власти (ч. 3 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

При нарушении сроков отсрочки, рассрочки исполнения общественных работ, а также порядка исполнения рассрочки общественных работ такое постановление утрачивает силу по решению суда (ч. 4 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Постановление о привлечении к общественных работам, неисполненное в течение года со дня его вступления в законную силу, исполнению не подлежит (ч. 2 ст. 14.5 нового ПИКоАП).

Ответственность за нарушение порядка и условий выполнения общественных работ

Законодательством установлен перечень нарушений порядка и условий выполнения общественных работ. Таковыми являются (ч. 1 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

— отказ от выполнения определенного для лица вида общественных работ или неявка в установленный срок для выполнения общественных работ без уважительных причин;

— невыполнение общественных работ без уважительных причин;

— иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

— неявка без уважительных причин в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ.

Как следует из вышеизложенного, указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть значительно расширен. В принципе, под определение «иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ» может попасть любое нарушение, предусмотренное трудовым законодательством (например, несоблюдение правил охраны труда).

За подобные нарушения выносится официальное предупреждение об административной ответственности за уклонение от выполнения общественных работ. Его выносят местные органы власти (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

Уклоняющимися от выполнения общественных работ признаются лица (ч. 3 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

— не вышедшие на общественные работы без уважительных причин более 2 раз после официального предупреждения в течение отбывания данного взыскания;

— совершившие более 2 раз после официального предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

— скрывшиеся от выполнения общественных работ.

Уклонение от выполнения общественных работ образует самостоятельный состав административного правонарушения (ч. 4 ст. 22.6 нового ПИКоАП). Оно наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом (ст. 25.13  нового КоАП).