Вопрос: Обязан ли продавец продать товар на условиях, изложенных в прайс-листе?

Ответ: Да, но только в том случае, если прайс-лист имеет статус оферты.

Обоснование: В хозяйственном обороте устоялось понятие «прайс-лист», под которым, как правило, имеется в виду список товаров, содержащий цену единицы каждого наименования. Такой список может быть воспринят не только как предложение к приобретению данного товара, но и как документ, обязывающий составителя прайс-листа (продавца) продать указанный в нем товар на изложенных в нем условиях. Вместе с тем в нормах национального законодательства отсутствует понятие «прайс-лист». Таким образом, данное понятие не является правовой категорией.

Понятие «оферта» определено в п. 1 ст. 405 ГК, согласно которому оферта — это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Обязательным требованием к оферте является факт содержания в ней существенных условий договора.

Таким образом, законодательство предъявляет ряд требований к содержанию оферты и очевидно, что им отвечает далеко не каждый прайс-лист. Прайс-лист, в котором содержится лишь информация о поставщике, перечень наименований поставляемых товаров и цена за единицу каждого наименования товара (что чаще всего имеет место на практике), офертой не является.

Во избежание возможных судебных разбирательств, связанных с квалификацией направленного прайс-листа и соответственно с наличием либо отсутствием у отправителя обязанностей по отношению к адресату, целесообразно каждый раз при направлении прайс-листа возможным контрагентам четко разграничивать следующие случаи:

1) направляемый документ является не более чем общей информацией о поставляемых товарах. В этой ситуации следует направлять «классический» прайс-лист с четким указанием на то, что он не является офертой;

2) направляемый документ представляет собой предложение, связывающее отправителя обязанностью заключить договор с адресатом в случае, если последний примет предложение. При этом предпочтительно четко указывать, что документ является офертой, и отслеживать его соответствие всем обязательным признакам оферты.

Читайте также

#ilexВидеоновости: 1-й выпуск – Торговля по образцам с 27.07.2019