Шаг за шагом рассмотрим порядок действий при возникновении необходимости выполнения дополнительных работ в ходе осуществления текущего ремонта.

Прежде чем перейти к алгоритму оформления дополнительных работ при текущем ремонте, важно ответить на вопрос, применяется ли при его осуществлении Положение о неизменной цене N 1553 и, соответственно, порядок оформления дополнительных работ, который им установлен: составление двустороннего акта между заказчиком и разработчиком проектной документации и пр. (п. 12 Положения о неизменной цене N 1553). Как и большая часть авторов, полагаем, что нет, поскольку при неизменной цене цена предложения подрядчика, заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации (п. 3, 4 Положения о неизменной цене N 1553). Как известно, при текущем ремонте оформляется дефектный акт и локальная смета, которая проектной документацией не является (п. 9 ст. 51 Закона N 300-З, п. 11.9 СН 1.04.01-2020). Подробные разъяснения по данному вопросу можно найти в дополнительных материалах.

Далее рассмотрим, в каком порядке оформляются дополнительные работы, когда:

— текущий ремонт оформлен в установленном законодательством порядке: составлены дефектный акт и локальная смета (п. 9 ст. 51 Закона N 300-З, ч. 2 п. 6 Инструкции N 51);

— текущий ремонт осуществляется за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (далее — за счет бюджета) и подрядчик выбран по результатам госзакупок (абз. 2 ст. 1 Закона о госзакупках).

Сразу отметим, в отношении текущего ремонта порядок оформления дополнительных работ не урегулирован. В настоящем материале мы предлагаем наиболее безопасный вариант с учетом действующих норм, в том числе аналогии закона.

Шаг 1. Подрядчик уведомляет заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ

Подрядчик обязан своевременно предупредить заказчика о проведении дополнительных работ, если в их проведении возникла необходимость и по этой причине существенно превышается цена работы, определенная приблизительно. Если заказчик не согласен с превышением цены, он вправе отказаться от договора подряда. Подрядчик в свою очередь вправе требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Если подрядчик своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, он обязан выполнить договор по цене, определенной в договоре (п. 5 ст. 663 ГК).

Обратите внимание!
Цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной. По общему правилу цена договора стройподряда является твердой, если иное не указано в договоре (п. 4 ст. 663 ГК).

Кроме того, в отношении договора стройподряда, вне зависимости от того, какая установлена цена (твердая или приблизительная), обязанность уведомлять заказчика о дополнительных работах предусмотрена п. 3 ст. 698 ГК и абз. 17 п. 26, 46 Правил N 1450, но лишь в отношении работ, для выполнения которых разработана проектная документация.

Примечание
Напомним, при текущем ремонте проектная документация не разрабатывается, а оформляется дефектный акт и смета (п. 9 ст. 51 Закона N 300-З, п. 11.9 СН 1.04.01-2020).

Вместе с тем Правила N 1450, в которых предусмотрена данная обязанность, регулируют отношения между заказчиком и подрядчиком в строительной деятельности, к которой среди прочего относится и ремонт, в том числе текущий (п. 1 Правил N 1450). Кроме того, полагаем уместным в данном случае применить аналогию закона (п. 1 ст. 5 ГК) и, если подрядчик обнаружил в ходе строительства необходимость выполнения дополнительных работ по текущему ремонту, ему следует направить заказчику соответствующее уведомление. Во избежание разногласий рекомендуем соответствующие условия изначально зафиксировать в договоре стройподряда.

Пример оформления условий договора стройподряда
«Подрядчик обязан своевременно сообщать заказчику о необходимости выполнения строительных работ, не предусмотренных в дефектном акте, смете, об увеличении в связи с этим стоимости строительства».

Шаг 2. Заказчик в течение 10 календарных дней направляет ответ подрядчику

После получения сообщения о дополнительных работах от подрядчика заказчик должен в течение 10 календарных дней предоставить ему ответ, если иной срок не предусмотрен договором стройподряда. Если в течение этого срока подрядчик не получит ответ заказчика, он вправе приостановить работы (п. 46 Правил N 1450). По аналогии с шагом 1 соответствующие условия целесообразно изначально зафиксировать в договоре стройподряда, поскольку в отношении текущего ремонта прямо в законодательстве они не установлены.

Пример оформления условий договора стройподряда
«При выявлении подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных в дефектном акте, смете и влекущих увеличение стоимости строительства, он обязан своевременно сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа в течение 10 календарных дней подрядчик вправе приостановить выполнение строительных работ с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости проведения таких работ».

Шаг 3. Составляем дополнительный дефектный акт и смету, принимаем решение о проведении дополнительных работ

При необходимости проведения работ по текущему ремонту создается комиссия, оформляется дефектный акт формы С-1 и составляется локальная смета по установленной форме. На основании указанных документов заказчик принимает решение о проведении текущего ремонта (п. 9 ст. 51 Закона N 300-З, ч. 2 п. 6 Инструкции N 51, абз. 3 п. 2 постановления N 14).

Учитывая изложенное, полагаем, по аналогии с оформлением дополнительной локальной сметы разработчиком проектной документации (ч. 3 п. 38 Инструкции N 51) при возникновении необходимости выполнения дополнительных работ по текущему ремонту комиссия заказчика должна составить дополнительный дефектный акт и дополнительную локальную смету на данные виды и объемы работ с определением их стоимости. На основании указанных документов заказчик принимает решение о проведении дополнительных работ по текущему ремонту на объекте. Составить дефектный акт может как первоначальная, так и вновь созданная комиссия. Порядок оформления перечисленных документов будет аналогичен порядку при составлении первоначального дефектного акта, сметы и решения заказчика.

Шаг 4. Проводим госзакупки по выбору подрядчика или заключаем допсоглашение к договору стройподряда

Если финансирование текущего ремонта осуществляется за счет бюджета и договор стройподряда заключен по итогам госзакупок, при возникновении необходимости выполнения дополнительных работ при текущем ремонте возникает вопрос, нужно ли проводить госзакупки по выбору подрядчика для их осуществления. Ответ см. в схеме.

Рассмотрим схему подробнее.

Проводим госзакупки при новых видах строительных работ и (или) увеличении их объема более чем на 15%

По общему правилу изменение условий договора при его исполнении в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств подрядчиком, цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора не допускается. Исключение — случаи, установленные Совмином (ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках). Такие случаи определены подп. 1.8 п. 1 постановления Совмина N 395. Среди прочего к ним относится увеличение объема работ не более чем на 15% по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему соответствующих работ. В этом случае стоимость работ увеличивается пропорционально увеличению их объема, а сопутствующих работ — с учетом этого увеличения (абз. 2 подп. 1.8 п. 1 постановления Совмина N 395). Кроме того, МАРТ подчеркнуто: допускается именно увеличение объема работ не более чем на 15%, а не дополнение новыми работами. Соответственно, для приобретения работ, не предусмотренных договором, или при увеличении объема работ свыше 15% необходимо проводить новую процедуру госзакупки (ч. 5 — 7 п. 1 раздела 2 письма МАРТ от 08.06.2022 N 14-01-10/1774К).

Таким образом, для выполнения дополнительных работ при текущем ремонте необходимо провести новую процедуру госзакупок и по итогам ее проведения заключить новый договор стройподряда в следующих случаях:

— если требуется выполнить новые виды строительных работ, при этом объем работ увеличился не более чем на 15%;

Пример
По итогам госзакупок заключен договор стройподряда на выполнение работ по текущему ремонту: заделка трещин, не влияющих на несущую способность, расшивка швов. В ходе выполнения работ выяснилось, что требуется закладка проемов, неосуществление которых повлияет на качество выполненных работ по договору. Эти работы увеличивают объем работ по договору на 12%. В отношении новых видов дополнительных работ необходимо провести новую процедуру госзакупок и заключить новый договор стройподряда.

— если дополнительные работы увеличивают объем (количество) работ госзакупки более, чем на 15%;

Пример
По итогам госзакупок заключен договор стройподряда на выполнение работ по текущему ремонту: заделка трещин, не влияющих на несущую способность, расшивка швов. В ходе выполнения работ выяснилось, что количество трещин увеличилось, что увеличивает объем работ более чем на 15%. В отношении дополнительного объема работ необходимо провести новую процедуру госзакупок и заключить новый договор стройподряда.

— если одновременно необходимо как выполнить новые виды строительных работ, так и увеличить объем (количество) работ госзакупки более чем на 15%.

Пример
По итогам госзакупок заключен договор стройподряда на выполнение работ по текущему ремонту: заделка трещин, не влияющих на несущую способность, расшивка швов. В ходе выполнения работ выяснилось, что требуется  закладка проемов, неосуществление которых повлияет на качество выполненных работ по договору и которые увеличили объем работ по договору стройподряда более чем на 15%. В отношении дополнительных работ необходимо провести новую процедуру госзакупок и заключить новый договор стройподряда.

Отметим, законодательство не запрещает участвовать в процедуре госзакупки подрядчику, с которым изначально заключен договор стройподряда на осуществление текущего ремонта.

Заключаем допсоглашение к договору стройподряда

Если объем дополнительных работ увеличивается на 15% и меньше, допускается заключить допсоглашение с первоначальным подрядчиком без проведения новой процедуры госзакупки. Изменения необходимо внести также в график производства работ и при необходимости в другие неотъемлемые приложения к договору стройподряда (п. 19, 71 Правил N 1450). В графике производства работ стоимость дополнительных работ можно отразить отдельной строкой по аналогии, как это предусмотрено в отношении работ, для выполнения которых разработана проектная документация и установлена неизменная цена (ч. 3 п. 12 Положения о неизменной цене N 1553). Кроме того, соглашение об изменении условий договора госзакупки заключается в той же форме, что и договор. Если, например, договор заключен на электронной торговой площадке, значит, и соглашение об изменении его условий заключается таким же способом (п. 2 ст. 25 Закона о госзакупках).

Обратите внимание!
Случай, установленный абз. 9 подп. 1.8 п. 1 постановления Совмина N 395, когда допускается без проведения новой процедуры госзакупки изменить предмет госзакупки, его объем (количество), сроки при возникновении необходимости выполнения дополнительных работ, будет применяться к текущему ремонту, лишь если для его проведения разработана проектная документация и применена неизменная цена. Напомним, в отношении текущего ремонта разрабатывать проектную документацию не требуется (п. 11.9 СН 1.04.01-2020).

Шаг 5. Стороны подписывают акты выполненных работ и справки

Выполненные по текущему ремонту работы оформляются актом формы С-2а вне зависимости от источников финансирования строительства и форм собственности заказчиков и подрядчиков, в том числе ИП (ч. 3 п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 9 Инструкции N 29).

Таким образом, полагаем, что дополнительные работы по текущему ремонту оформляются актом формы С-2а. На основании данного акта подписывается уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах формы С-3а. В данной форме есть специальная графа «стоимость дополнительных работ, не учтенных в договорной (контрактной) цене (без НДС)». В данную графу вносится стоимость допработ в соответствии с актом формы С-2а (абз. 3 ч. 2 п. 1 справки формы С-3а).