1. Какой орган на территории Республики Беларусь предоставляет информацию об охране товарных знаков?

В Республике Беларусь предоставление правовой охраны объектам интеллектуальной собственности возложено на государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее — НЦИС).

Согласно Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — ВОИС (англ. WIPO)), на ВОИС возложены, наряду с прочими, функции по регистрации заявок на товарные знаки в рамках Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и протокола к нему.

Официальные сведения о товарных знаках, зарегистрированных по национальной процедуре, предоставляет НЦИС.

Официальные сведения о товарных знаках, зарегистрированных по международной процедуре, предоставляет ВОИС.

2. Какой орган на территории Республики Беларусь предоставляет информацию о защите товарных знаков?

Законодательство Республики Беларусь не дает ответа на вопрос о едином государственном органе, который мог бы предоставить информацию о защите товарных знаков. Вместе с тем «консультационные разъяснения» по данному вопросу входят в компетенцию НЦИС.

3. Является ли каждый товарный знак отдельным объектом правовой охраны и защиты?

Любой товарный знак, получивший правовую охрану на территории Республики Беларусь, независимо от процедуры регистрации (национальной или международной) является отдельным объектом охраны и защиты.

4. Может ли быть на упаковке товара нанесено несколько товарных знаков? Как определить, какой из товарных знаков занимает доминирующее положение и усиливает различительную способность (играет идентифицирующую функцию)?

Маркировка товара товарными знаками осуществляется по усмотрению правообладателя. На упаковке товара может содержаться неограниченное количество товарных знаков.

Определение, какой из товарных знаков занимает доминирующее положение, не имеет правовой ценности, так как каждый товарный знак имеет свою собственную правовую охрану и выступает отдельным объектом охраны на упаковке.

Также следует отличать множество отдельных товарных знаков, одновременно размещенных на упаковке, и один товарный знак, защищающий упаковку (этикетку) в целом.

Действующее законодательство содержит рекомендации, как определять доминирующее положение элементов при регистрации комбинированного товарного знака (например, товарного знака, который защищает упаковку (этикетку) в целом). При определении, занимает ли неохраняемый элемент в заявленном обозначении доминирующее положение, следует не только оценивать совокупность таких характеристик этого элемента, как смысловое значение элемента, пространственное положение (размеры, расположение в композиции и другое), особенности исполнения (использование оригинальной шрифтовой графики и других изобразительных средств и приемов, оригинальное цветовое исполнение и другое), но и анализировать всю композицию обозначения в целом с учетом роли неохраняемого элемента в этой композиции, оценки его восприятия в сочетании с другими элементами композиции (возможность появления при этом нового смыслового значения), степени влияния каждого из элементов заявленного обозначения на различительную способность обозначения в целом <*>.

5. Может ли правообладатель передать права на объект интеллектуальной собственности иному лицу (субъекту хозяйствования) без заключения лицензионного договора и/или договора уступки исключительного права?

Исключительные права на товарный знак включают такие имущественные права, как: право пользования и право распоряжения (право владения, физическое обладание отсутствует).

Право распоряжения может реализоваться только через договор уступки либо залога.

Право пользования может реализоваться как через лицензионный договор, так и иным не запрещенным законом способом. Наиболее реалистичным выражением «разрешения или согласия» правообладателя на введение в гражданский оборот продукта, обозначенного его товарным знаком, является либо сделка, либо заявления в простой письменной форме.

Сделка, к примеру, в виде договора купли-продажи между правообладателем и покупателем является юридическим фактом исчерпания исключительных прав на товарный знак на определенной территории.

«Разрешение или согласие» в виде заявления в простой письменной форме свидетельствует лишь о том, что правообладатель сделал заявление о постоянном или временном отказе от своего права «запрещать использование товарного знака другими лицами».