29 ноября 2021 г. вступила в силу Инструкция N 317, которая определяет объем и порядок сбора, обработки и хранения информации о клиентах оператора сервиса онлайн-заимствования и заключенных ими договорах. Напомним, что с этого же дня действует Указ N 196 «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности».

1. Обработка информации о клиентах

Обо всех клиентах сервисов онлайн-заимствования (физических лицах, ИП, организациях) операторы сервисов онлайн-заимствования (далее — операторы) собирают, обрабатывают и хранят информацию:

даты и результаты всех осуществленных оператором оценок способности клиента сервиса выполнить свои обязательства по договору займа и (или) договору в обеспечение исполнения обязательств, в том числе скоринговых оценок, а также предполагаемых к финансированию проектов (при наличии);

категория клиента сервиса (заемщик, заимодавец, лицо, осуществляющее исполнение обязательств заемщика по договору в обеспечение исполнения обязательств) в соответствии с каждым заключенным им договором, реквизиты (дата, номер) таких договоров.

О клиентах — физических лицах, кроме ИП, операторы собирают, обрабатывают и хранят, в частности, данные:

— фамилия, собственное имя, отчество (при наличии);

— идентификационный номер, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, пол;

— место жительства и (или) место пребывания;

— гражданство (подп. 3.1 п. 3 Инструкции N 317).

Об организациях и ИП операторы собирают, обрабатывают и хранят, в частности, информацию:

— полное наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) ИП);

— УНП, для нерезидента — регистрационный номер (код плательщика или аналог кода плательщика, присвоенный в соответствии с законодательством страны регистрации);

— регистрационный номер и дата государственной регистрации в ЕГР, для нерезидента — сведения о создании (регистрации) из документа, подтверждающего их статус, наименование регистрирующего органа (при наличии);

— идентификационный номер, реквизиты документа, удостоверяющего личность, гражданство, дата и место рождения, пол ИП;

— место нахождения организации, место жительства и (или) место пребывания ИП;

виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (подп. 3.2 п. 3 Инструкции N 317).

2. Обработка информации о договорах, заключаемых с клиентами

О договорах возмездного оказания услуг операторы собирают, обрабатывают и хранят, в частности, информацию:

— реквизиты (дата, номер);

— перечень услуг по договору возмездного оказания услуг;

— адрес сайта оператора в сети Интернет, если он использовался при заключении договора;

— вид сервиса, для доступа к которому заключен договор возмездного оказания услуг (сервис потребительского онлайн-заимствования и (или) сервис бизнес-онлайн-заимствования);

— информация об уполномоченном должностном лице оператора, подписавшем договор возмездного оказания услуг.

О договорах займа и договорах в обеспечение исполнения обязательств, заключенных с помощью сервиса, операторы собирают, обрабатывают и хранят, в частности, информацию:

— дата, номер договора;

— сведения о сторонах;

— сумма и валюта договора, а также иную информацию, перечисленную в Инструкции N 317.

3. Порядок сбора, обработки и хранения информации

Оператор сервиса собирает информацию о клиентах и заключенных ими договорах при формировании и обновлении личного дела клиента сервиса (п. 6 Инструкции N 317).

При сборе, обработке и хранении информации о клиентах и заключенных ими договорах оператор сервиса, в частности, принимает меры по обеспечению достоверности, сохранности и своевременной актуализации информации, ее защиты. Для сохранности информации оператор создает резервные копии и их раздельное хранение: в других информационных системах, на носителях информации (п. 9 Инструкции N 317).

На сбор, обработку и хранение информации требуется согласие клиентов сервиса — физических лиц (их представителей). Оператор получает такое согласие в виде электронной регистрационной карты (анкеты), которую заполняет клиент, иных направленных ему клиентом документов (их копий), необходимых для формирования личного дела клиента (п. 11 Положения N 196).

В отношении хранящейся у оператора информации, оператору нужно определить в ЛПА порядок:

— предоставления полномочий работникам на доступ к информации;

— доступа уполномоченных должностных лиц оператора, третьих лиц к информации;

— меры обеспечения при таком доступе сохранности и защиты информации от неправомерного (несанкционированного) доступа (п. 10 Инструкции N 317).

Срок хранения информации — в течение не менее 10 лет с даты исполнения всех обязательств по договору займа, договору в обеспечение исполнения обязательств, договору возмездного оказания услуг (абз. 8 ч. 1 п. 7 Положения N 196).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex