В материале рассмотрено, возможен ли возврат участникам процедур закупок оплаты услуг оператора ЭТП в случае отмены процедуры закупки, а также признания ее несостоявшейся.

В соответствии с законодательством о госзакупках к компетенции Совмина отнесено определение лиц, осуществляющих оплату услуг оператора ЭТП, и установление порядка определения размера такой оплаты (абз. 6 ст. 9 Закона о госзакупках).

Оператором ЭТП признается юрлицо, владеющее ЭТП и обеспечивающее ее функционирование (абз. 8 ст. 1 Закона о госзакупках).

Упомянутое полномочие в отношении оператора ЭТП реализовано в постановлении N 395 следующим образом (подп. 1.1, ч. 2, 3 подп. 1.2 п. 1):

1) определено, что ЭТП для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений являются:

— ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (далее — НЦМКЦ);

— ЭТП открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее — БУТБ);

2) услуги оператора ЭТП по организации и проведению процедур госзакупок оплачиваются участниками таких процедур. Плата за данные услуги определяется оператором ЭТП исходя из размера их экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5%) и подлежит согласованию с Минфином и госорганом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится оператор ЭТП либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) оператора ЭТП (при наличии такого органа (организации)).

Иные правила относительно данной платы за услуги оператора ЭТП, ее возврата в законодательстве не установлены. В свою очередь, в регламентах двух указанных операторов ЭТП содержатся правила относительно платы за услуги.

В Регламенте оператора ЭТП НЦМКЦ, утвержденном приказом от 23.06.2021 N 21/О (далее — Регламент НЦМКЦ), предусмотрены следующие правила платы за услуги оператора ЭТП (абз. 2 ч. 1 п. 3.1, п. 3.2, ч. 1 п. 3.4, ч. 3 п. 10.10):

1) участники оплачивают услуги оператора ЭТП по организации и проведению процедур закупок, а именно по размещению на ЭТП предложений в целях участия в процедурах закупок, на основании договора с оператором ЭТП;

2) участникам необходимо полностью оплатить стоимость услуг оператору ЭТП до окончания сроков для подготовки и подачи предложений;

3) решение заказчика (организатора) об отмене процедуры закупки не влечет обязательств оператора ЭТП перед участником по возврату денежных средств за организацию и проведение процедур закупок. Что касается возврата средств по оплате услуг оператора ЭТП при признании процедуры несостоявшейся, то Регламент НЦМКЦ каких-либо условий их возврата не содержит.

В Регламенте организации и проведения процедур закупок в электронном формате на ЭТП БУТБ, утвержденном протоколом от 27.06.2019 N 119 (далее — Регламент БУТБ), предусмотрены следующие правила платы за услуги оператора ЭТП (ч. 1, 3, 7 п. 40, ч. 1 п. 41):

1) услуга оператора ЭТП представляет собой услугу по регистрации предложения участника на ЭТП;

2) не позднее истечения срока для подготовки и подачи предложений участник обязан внести БУТБ плату за услугу оператора ЭТП по организации и проведению процедуры закупки, за исключением в том числе случая, когда плата за услуги оператора не взимается с участника при подаче предложения для участия во втором этапе двухэтапного конкурса;

3) какие-либо условия возврата платы за услуги оператора ЭТП не предусмотрены. Очевидно, что поскольку факт оказания услуги — это факт регистрации предложения, а она осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подготовки и подачи предложений, то независимо от того, признана процедура госзакупки несостоявшейся или отменена после регистрации предложения, уплаченные средства за услуги оператора ЭТП не возвращаются.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex