Вопрос: При проведении закупки за счет собственных средств (конкурс) организация установила при описании предмета закупки указание на модель товара определенного производителя со словами «или аналог». Два участника из четырех подали предложения с аналогом. Что считать аналогичным товаром в данной ситуации?

Ответ: В этой ситуации заказчик должен руководствоваться собственным порядком осуществления закупок.

Обоснование: В постановлении N 229 нет требования об использовании слов «или аналог» в описании предмета закупки, если используется указание на конкретного производителя товара, товарный знак, модель и проч. Аналогичный вывод сделан в письме МАРТ N 14-01-08/1297К. Одновременно в указанном письме отмечено, что, несмотря на отсутствие в постановлении N 229 прямого запрета, для недопущения возможного ограничения доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки указывать конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования производителей при описании предмета закупки целесообразно только при обоснованной необходимости (например, когда невозможно иным способом более точно описать потребности закупающей организации), при этом полагаем также необходимым сопровождать такое описание словами «или аналог». Указание идентифицирующих конкретный товар признаков без слов «или аналог» рекомендовано использовать только в исключительных случаях, например, когда это требуется для обеспечения совместимости с товарами, используемыми организацией.

При этом требования к описанию предмета закупки, в том числе условия, при которых разрешается закупка товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели, производителя и т.д., рекомендовано закрепить в порядке осуществления закупок за счет собственных средств.

Тем самым, если организация следует данной рекомендации и использует слова «или аналог», она же несет все связанные с подобной формулировкой риски при предложении участниками аналогичных товаров (работ, услуг). Для их минимизации можно одновременно указать какие-либо условия, при которых такая аналогичность считается соблюденной, чтобы у комиссии по закупкам не было усмотрения относительно того, что понимать под аналогом. Например, указать, что какие-то характеристики должны быть определенными (масса — не более 4 кг, плотность — 2 г), тогда как для остальных закрепить подход, что аналогичными считаются товары (работы, услуги) с такими же характеристиками, как у искомого товара (работы, услуги), или улучшенные. При этом функциональное назначение должно сохраняться.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex