Сегодня налоговые органы все больше смещают акценты на профилактическую работу, камеральный контроль, когда речь идет о полноте исчисления и уплаты налогов, сборов. Вместе с тем наряду с такими формами контроля они наделены правом проведения выборочных проверок.

Разберем, если организация включена в план выборочных проверок, какой период деятельности проверят налоговики.

1. Как организации узнать, что ее ожидает выборочная проверка

Организация может узнать о планируемой выборочной проверке заранее, заглянув в план. Он размещается два раза в год на сайте КГК: не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. Использование сведений плана выборочных проверок позволит организации вернуться к вопросам, которые требовали решения, но откладывались из-за текущих дел на потом (п. 21 Положения N 510).

Если это не сделано, то налоговый орган сообщит о проверке сам за 10 рабочих дней до начала ее проведения, направив организации уведомление о проведении проверки (п. 22 Положения N 510).

2. Какие периоды деятельности может проверить налоговый орган

2.1. Ограничения проверяемого периода

В рамках выборочной проверки налоговым органом может быть проверен период деятельности организации (ч. 1 п. 16 Указа N 510):

— 5 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки. За это время дается оценка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов;

— 3 календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки. За этот временной промежуток изучаются вопросы соблюдения иного законодательства в пределах сфер контроля налоговых органов;

— истекший период текущего года. За этот период оценивается соблюдение организацией налогового и иного законодательства.

Определяя период, подвергаемый проверке, налоговый орган учитывает особенности определения организацией отчетных (налоговых) периодов по каждому налогу, сбору, подлежащему проверке. Как правило, период проверки исчисления и уплаты налогов, сборов начинается с даты начала налогового (отчетного) периода и заканчивается в его последний день — в случае наступления сроков представления налоговых деклараций.

НК для налогов и сборов, за исключением отдельных, установлены отчетные и (или) налоговые периоды. Например, отчетный период налога при УСН определен как календарный квартал, налоговый период — год. Налоговые декларации организация подает не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплачивается налог не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 330, 332 НК).

Однако подоходный налог имеет особенности. Так, в отношении такого налога организация признается налоговым агентом. Она обязана с ежемесячных выплат физическим лицам (заработной платы и иных подобных выплат) исчислить, удержать и перечислить его в бюджет. Начиная с 01.01.2022 на организацию возложена и обязанность представления налоговой декларации налогового агента по подоходному налогу. Она подается в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (календарным кварталом). Таким образом, перечисление сумм подоходного налога в бюджет предшествует отчету по ним перед налоговым органом (п. 1, 2, 6 ст. 216, п. 3 ст. 216-1 НК).

Кроме того, налоговый орган проанализирует исполнение организацией обязанности по подаче налоговой отчетности, имеющиеся у него сведения. Особое внимание он уделяет информации о предыдущих проверках (если таковые были), проведенных непосредственно как налоговыми органами, так и органами КГК. Это обусловлено тем, что нельзя проверить один и тот же вопрос за один и тот же период дважды. Исключение из этого правила составляет НДС. Это тот случай, когда вопрос его исчисления и уплаты проверялся в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата организации превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 1, 2 п. 15 Указа N 510, п. 1, 13 Перечня N 510, п. 3 ст. 137 НК).

Пример 1

Организация применяет общую систему налогообложения. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан март 2023 г. Ранее проверки организации налоговым органом не проводились. Проверка назначена 27.03.2023.

Проверяемый период организации составит:

— с 01.01.2018 по 31.12.2022 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5 календарных лет до момента назначения проверки. При этом проверяемый период не включит в себя истекший период 2023 г. несмотря на уплату текущих налогов, сборов в период с 01.01.2023 по 27.03.2023. Это обусловлено тем, что у организации не закрыты в полном объеме налоговые обязательства за I квартал 2023 г. (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 20.04.2023, уплата налога — 24.04.2023 (22.04.2023 — выходной день));

— с 01.01.2018 по 27.03.2023 — по вопросам исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки. По мнению автора, относительно истекшего периода 2023 г. такой вывод можно сделать исходя из того, что подоходный налог перечисляется в бюджет в более ранние сроки, чем подается налоговая декларация в налоговый орган (ч. 1 п. 4, абз. 1 — 3 ч. 1 п. 6 ст. 216, ст. 216-1 НК);

— с 01.01.2020 по дату окончания проверки — по вопросам соблюдения иного законодательства. Это 3-летний период и истекший период 2023 г.

Пример 2

Организация применяет УСН. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан январь 2023 г. Ранее проверки организации налоговым органом не проводились. Проверка назначена 16.01.2023.

Проверяемый период организации составит:

— с 01.01.2018 по 30.09.2022 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5-летний период до момента назначения проверки, поскольку на начало ее проведения не наступили сроки представления налоговой декларации по налогу на УСН (20.01.2023) и его уплаты за IV квартал 2022 г. (23.01.2023);

— с 01.01.2018 по 16.01.2023 — по вопросу исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки;

— с 01.01.2020 по дату окончания проверки — по вопросам соблюдения иного законодательства. Это 3-летний период и истекший период 2023 г.

Пример 3

Организация применяет общую систему налогообложения. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан апрель 2023 г. Ранее проводилась внеплановая проверка организации органом КГК по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога, за период с 01.01.2019 по 31.03.2020. Проверка назначена 25.04.2023.

Проверяемый период организации составит:

— с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.04.2020 по 31.03.2022 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5-летний период, из которого исключен период проведения внеплановой проверки органом КГК, и истекший период 2023 г. (ч. 1 п. 15 Указа N 510);

— с 01.01.2018 по 25.04.2023 — по вопросу исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки;

— с 01.01.2020 по дату окончания проверки — по вопросам соблюдения иного законодательства. Это 3-летний период и истекший период 2023 г.

Пример 4

Организация применяет общую систему налогообложения. Она включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан апрель 2023 г. Ранее проводились проверки организации, связанные с зачетом либо возвратом превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.01.2021 по 31.12.2021. Проверка назначена 26.04.2023.

Проверяемый период организации составит:

— с 01.01.2018 по 31.03.2023 — по вопросам соблюдения налогового законодательства, за исключением подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. Инспекция не нарушит нормы Указа N 510, включив периоды, ранее подвергнутые проверкам по вопросу исчисления и уплаты НДС, в проверяемый период выборочной проверки (ч. 2 п. 15 Указа N 510);

— с 01.01.2018 по 26.04.2023 — по вопросу исчисления, удержания и перечисления подоходного налога. Это 5-летний период и истекший период 2023 г. по день назначения проверки;

— с 01.01.2020 по дату окончания проверки — по вопросам соблюдения иного законодательства. Это 3-летний период и истекший период 2023 г.

Как видно из приведенных примеров, в рамках выборочной проверки организации периоды проверки вопросов налогового законодательства и иных вопросов в пределах сфер контроля налоговых органов не совпадают. Это не противоречит требованиям законодательства (абз. 8 ч. 3 п. 24 Положения N 510).

2.2. Случаи, при которых проверяемый период не ограничивается

Однако не во всех случаях налоговый орган проверит деятельность организации за 5 лет. Он может выйти за этот ограничительный срок в отдельных случаях, поскольку это ему позволяет законодательство (ч. 1, 2 п. 16 Указа N 510, п. 4 ст. 74 НК).

Так, налоговый орган проверит вопросы соблюдения налогового законодательства свыше 5 лет, если (абз. 2, 3 ч. 2 п. 16 Указа N 510, п. 4 ст. 74 НК):

— получит поручения Президента Республики Беларусь, Совмина, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

Примечание

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев налоговый орган проводит не выборочные, а внеплановые проверки на основании поручений.

— организация представит уточненную декларацию по налогу на прибыль или НДС, где увеличит суммы своего убытка или налоговые вычеты за период свыше 5 лет. В такой ситуации период, за который представлена уточненная декларация, будет включен в проверяемый период выборочной проверки.

Пример 1

Организация включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан январь 2023 г. Ранее проверки организации не проводились. Вместе с тем ей подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2017 г., в которой увеличена сумма убытка. Проверка назначена 25.01.2023.

Начало периода, подвергаемого проверке, будет определено следующим образом:

— с 01.01.2017 — по вопросам соблюдения налогового законодательства. Это 5-летний срок, увеличенный на 1 год в связи с представлением уточненной декларации по налогу на прибыль;

— с 01.01.2020 — по вопросам соблюдения иного законодательства.

Пример 2

Организация включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан январь 2023 г. Ранее проверки организации не проводились. Вместе с тем ей подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2016 г., в которой увеличена сумма убытка. Проверка назначена 25.01.2023.

Начало периода, подвергаемого проверке, определяется следующим образом:

— с 01.01.2016 — 31.12.2016, с 01.01.2018 — по вопросам соблюдения налогового законодательства. Это год, за который представлена уточненная декларация по налогу на прибыль, и дата начала отсчета 5-летнего срока;

— с 01.01.2020 — по вопросам соблюдения иного законодательства.

Пример 3

Организация включена в план выборочных проверок на 1-е полугодие 2023 г. Месяцем проверки в нем указан март 2023 г. Ранее проверки организации не проводились. Вместе с тем ей поданы уточненные декларации по НДС: за 2016 г. с увеличением оборота по реализации, за 2017 г. — оборота по реализации и налоговых вычетов. Проверка назначена 27.03.2023.

Начало периода, подвергаемого проверке, определяется следующим образом:

— с 01.01.2017 — по вопросам соблюдения налогового законодательства. Это 5-летний срок, увеличенный на 1 год, а именно на 2017 г., из-за подачи уточненной декларации по НДС. Во внимание не принимается уточнение НДС за 2016 г., поскольку налоговые вычеты за указанный год не корректировались. В этой связи нет основания для увеличения на этот год проверяемого периода. Существенное значение в нашей ситуации имеет только факт увеличения налоговых вычетов за 2017 г., а не результат уточнения НДС: доплата налога или уменьшение ранее уплаченной суммы налога (ч. 1 п. 4 ст. 74 НК);

— с 01.01.2020 — по вопросам соблюдения иного законодательства.

В заключение хотелось бы отметить, что организация узнает о проверяемом периоде выборочной проверки из уведомления о проведении проверки. Впоследствии он будет указан и в предписании на проведение проверки (абз. 8 ч. 3 п. 24 Положения N 510).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex