Вопросы исключения участников холдинга из его состава регулируются нормами Указа N 660. В рамках настоящей статьи предлагаем рассмотреть случаи (основания) и порядок исключения дочерних компаний холдинга из его состава.

Указом N 660 установлены следующие случаи (основания) для исключения дочерних компаний холдинга из его состава:

1) при принятии соответствующего решения управляющей компанией холдинга или собственником <*>.

Указ N 660 не устанавливает для управляющей компании холдинга (собственника) мотивы (основания), по которым ею (им) может быть принято решение об исключении участника холдинга из его состава, как и не устанавливает сам порядок принятия и оформления такого решения. При этом в ч. 1 п. 7 Указа N 660 имеется отсылочная норма, которая указывает на то, что данное решение принимается управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом (учредительным договором). Для собственника имущества такой отсылочной нормы в Указе N 660 нет. Таким образом, получается, что в уставе (учредительном договоре) управляющей компанией холдинга должны быть закреплены нормы о том, в каком порядке она может принять решение об исключении участника холдинга из его состава.

В указанной ситуации, полагаем, целесообразно по аналогии взять за основу нормы об исключении участника из ООО <*> и, например, прописать в уставе (учредительном договоре) управляющей компании холдинга, что участник холдинга может быть исключен по решению управлст. 103 Закона о хозобществахяющей компании холдинга во внесудебном порядке:

— за грубые нарушения своих обязанностей как участника холдинга;

— если участник холдинга своими действиями (бездействием) препятствует деятельности холдинга (деятельности остальных его участников).

Также с практической точки зрения такое исключение может осуществляться, например, при наличии факта причинения ущерба другим участникам холдинга, а также при разглашении коммерческой тайны холдинга.

Поскольку Указ N 660 не предъявляет никаких особых требований к оформлению решения об исключении участника холдинга по решению управляющей компании холдинга (собственника), то данное решение оформляется в произвольной форме и, полагаем, может содержать: основания (мотивы, причины) исключения участника холдинга, порядок уведомления участника холдинга о его исключении из состава участников такого холдинга, поручение ответственным лицам обратиться в Минэкономики за регистрацией внесения изменений в перечень участников холдинга и т.п.

После принятия управляющей компанией холдинга (собственником) решения об исключении участника из его состава она обязана обратиться в Минэкономики с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга. При этом Указ N 660 не устанавливает сроков для обращения управляющей компании холдинга (собственника) за внесением таких изменений, поэтому в данной ситуации управляющей компании холдинга (собственнику) следует руководствоваться принципом разумности. К самому заявлению должны быть приложены документы, указанные в ч. 2 п. 7 Указа N 660, при этом сам перечень юрлиц — дочерних компаний холдинга, прилагаемый к заявлению, оформляется по установленной законодательством форме.

Срок для внесения изменений в перечень участников холдинга Минэкономики составляет два рабочих дня, следующих за днем подачи всех необходимых документов управляющей компанией холдинга (собственником). Указанное внесение изменений осуществляется посредством оформления нового перечня юрлиц — дочерних компаний холдинга <*>.

Нужно отметить, что Минэкономики вправе отказать управляющей компании холдинга (собственнику) во внесении изменений в перечень участников холдинга по основаниям, указанным в ч. 1 п. 7-1 Указа N 660.

Указ N 660 не устанавливает, является ли процедура внесения изменений в перечень юрлиц — дочерних компаний холдинга бесплатной или нет, но полагаем, что здесь следует по аналогии руководствоваться нормой ч. 10 п. 5 Указа N 660, предписывающей, что государственная пошлина не взимается при регистрации холдинга, следовательно, и за внесение изменений в перечень участников холдинга такая пошлина также не взимается, тем более что НК также не содержит указаний на это.

Юридически организация является исключенной из состава участников холдинга с даты оформления Минэкономики нового перечня участников холдинга <*>, что говорит о том, что именно с этого момента исключенная организация утрачивает право на применение льгот (преференций), предоставленных ей в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, если иное не предусмотрено НПА, которым такие льготы (преференции) ей предоставлялись.

Полагаем, что при исключении организации из состава участников холдинга управляющей компании холдинга (собственнику) необходимо также внести изменения в свои локальные нормативные акты либо соответствующие соглашения с иными участниками холдинга, в которых фигурирует исключенная организация;

2) при уменьшении количества (размера) принадлежащих (находящихся в доверительном управлении) управляющей компании холдинга (собственнику) акций (доли в уставном фонде) дочерней компании холдинга — хозобщества, в результате которого управляющая компания холдинга (собственник) перестает отвечать требованиям, определенным в абз. 2, 4 подп. 1.1, 1.2 п. 1 Указа N 660 <*>.

Возможность управляющей компании холдинга (собственника) оказывать влияние на решения, принимаемые другими юрлицами — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), базируется на том, что сама управляющая компания холдинга (собственник) владеет 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга либо управляет указанным количеством простых (обыкновенных) акций (долями в уставных фондах) на основании договора доверительного управления <*>. Указанный признак является одним из условий создания (существования) холдинга как такового. Поэтому снижение размера принадлежащих (находящихся в доверительном управлении) управляющей компании холдинга (собственнику) акций (доли в уставном фонде) дочерней компании холдинга — хозобщества ниже установленного предела является безусловным основанием для исключения участника холдинга из его состава. В этом случае Указ N 660 не обязывает управляющую компанию холдинга (собственника) принимать отдельное решение об исключении дочерней компании из участников холдинга. Однако управляющая компания холдинга (собственник) обязана не позднее трех рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств обратиться в Минэкономики с заявлением об исключении этой дочерней компании из состава участников холдинга и изменении перечня участников холдинга.

Как за нарушение срока обращения, так и за сам факт необращения за внесением изменений в перечень участников холдинга Указ N 660 устанавливает весьма серьезные последствия, а именно: как управляющая компания холдинга (собственник), так и исключенная организация утрачивают право на льготы (преференции), предоставленные в связи с созданием и (или) деятельностью холдинга, с даты наступления вышеуказанных обстоятельств, а если управляющая компания холдинга (собственник), исключенная организация продолжают применение льгот (преференций), то соответственно это может повлечь доначисление (взыскание) контролирующими органами соответствующих налогов (сборов, пошлин);

3) при утрате статуса учредителя (права собственности на имущество) дочерней компании холдинга — УП (учреждения) <*>.

В описанном случае управляющая компания холдинга (собственник) перестает быть учредителем (собственником имущества) УП, которое является дочерней компанией холдинга, т.е. входит в его структуру, следовательно, управляющая компания холдинга (собственник) утрачивает возможность оказывать влияние на решения, принимаемые другими юрлицами — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), являющимися УП, либо собственник-физлицо утрачивает возможность управлять (участвовать в управлении) УП, участником холдинга (дочерней компанией холдинга), в связи с чем утрачивается один из неотъемлемых признаков холдинга <*>. При наступлении описываемого обстоятельства алгоритм действий управляющей компании холдинга (собственника) такой же, как при уменьшении количества (размера) принадлежащих (находящихся в доверительном управлении) управляющей компании холдинга (собственнику) акций (доли в уставном фонде) дочерней компании холдинга — хозобщества, на что указывает ч. 5 п. 7 Указа N 660. При этом управляющая компания холдинга (собственник) не должна принимать отдельное решение об исключении дочерней компании из участников холдинга в данном случае;

4) при прекращении действия договора доверительного управления или иного договора <*>.

Прекращение действия договора доверительного управления или иного договора, заключенного между управляющей компанией холдинга (собственником) и дочерней компанией холдинга, влечет прекращение возможности оказывать влияние на решения, принимаемые дочерней компанией холдинга <*>, и, как следствие, утрачивается один из правовых признаков холдинга. Алгоритм действий управляющей компании холдинга (собственника) в рассматриваемом случае аналогичен указанному в п. 2, 3 настоящей статьи и не требует оформления управляющей компанией холдинга (собственником) отдельного решения об исключении дочерней компании из участников холдинга.

Указом N 660 установлен закрытый перечень оснований исключения дочерних компаний холдинга из его состава. При этом сами основания исключения, к сожалению, по мнению автора, регулируются Указом N 660 не в полной мере. Так, например, в нем отсутствует детальное регулирование вопроса, в каком порядке и каким образом управляющей компании холдинга или собственнику следует принимать решение об исключении дочерних компаний холдинга из его состава, а также отсутствует перечень оснований для самой управляющей компании или собственника, по которым им следует принимать решение об исключении дочерних компаний холдинга из его состава, а существует только отсылочная норма к уставу (учредительному договору) управляющей компании, что приводит к возникновению дополнительных вопросов у управляющей компании и собственника при образовании холдинга.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex