Глава государства 23 ноября 2017 г. подписал Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет) – ключевой документ из бизнес-пакета актов, подготовленных созданной на основании распоряжения Президента от 13 января 2017 г. № 6рп рабочей группой.

В сентябре – октябре Глава государства из данного бизнес-пакета подписал 7 указов и одобрил 1 законопроект, направленный на либерализацию законодательства об административной ответственности.

Таким образом, издание Декрета позволило подвести определенную черту в проводимой в стране на протяжении 11 месяцев совместной работе представителей государственных органов и деловых кругов по улучшению бизнес-климата и стимулированию деловой инициативы наших граждан.

Декрет – документ политико-правового характера, который призван кардинально изменить механизмы взаимодействия государства и бизнеса.

В начале документа заложен ряд принципов, которые четко и последовательно раскрываются как в самом Декрете, так и в иных входящих в бизнес-пакет актах.

Декрет минимизирует вмешательство государственных органов и их должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою деятельность перед обществом при сохранении необходимого уровня контроля и управляемости в экономике со стороны государства. Для этого в Декрете заложены следующие подходы.

1. Уведомительный порядок отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности, перечень которых закреплен в приложении к Декрету. Перечень охватывает сферы, в которых сосредоточено примерно 95 % мелкого и среднего бизнеса.

Для данных видов деятельности теперь достаточно будет подать одно-единственное уведомление в исполком через службу «одно окно» (также возможно направление почтового отправления с уведомлением о вручении) либо с помощью портала электронных услуг. На следующий день лицо будет вправе осуществлять заявленный вид экономической деятельности. При этом, подавая уведомление, субъект хозяйствования автоматически берет на себя ответственность за соответствие своей деятельности законодательству.

2. Утверждение общих (единых) требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Эти требования максимально систематизированы и сокращены.

Из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранены лишь 62 пункта. Большой объем санитарных требований к бизнесу (14 документов, включающих более 1100 пунктов) реализован в Декрете в виде 81 пункта. Ветеринарные требования, насчитывающие сегодня 15 документов и более 2200 пунктов, сокращены до 205 пунктов.

Общие требования к безопасности изложены максимально полно и последовательно, простым и доступным языком. Ознакомившись с ними, субъект хозяйствования будет иметь четкое представление обо всех требованиях, которые он должен соблюдать для обеспечения безопасности своей деятельности. Именно предусмотренные Декретом общие требования безопасности будут обязательными для всех субъектов в ходе осуществления экономической деятельности. Положения иных ТНПА, содержащих требования в данной сфере, будут иметь для предпринимателей сугубо рекомендательный характер до отмены.

3. Отмена использования субъектами хозяйствования печатей и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью). Эта мера позволит исключить излишнюю бюрократию в бизнесе и будет коррелировать с передовой международной практикой ведения дел.

4. Установление запрета до 2020 г. на введение новых налогов и повышение налоговых ставок, что призвано содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий;

5. Максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации.

Так, субъектам хозяйствования, занятым в сфере торговли и общественного питания, не нужно будет обращаться в исполкомы за согласованием режима работы магазинов, ресторанов и кафе. Исключение сделано только для заведений, работающих в ночное время (с 23:00 до 7:00). Открывать кафе и магазины можно будет без оглядки на схемы их размещения, утверждаемые местными органами власти. Рестораторы смогут самостоятельно придумывать ассортиментные перечни без добавления не востребованной клиентами, но «обязательной» продукции общественного питания.

В сфере транспортной деятельности уходит в прошлое требование об обязательности оформления путевых листов для осуществления перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.

Решается наболевший вопрос с перепрофилированием помещений. Больше не нужно будет ждать по несколько месяцев, чтобы на месте парикмахерской открыть магазин, и наоборот. Теперь предприниматели смогут использовать имеющиеся у них площади без изменения назначения объектов недвижимого имущества, если при этом не требуется проведения строительно-монтажных работ и не нарушаются права и интересы иных лиц.

Отменяется ряд иных излишних и экономически затратных требований и ограничений для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и т.д.

6. Установление ответственности руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф в размере от 10 до 200 базовых величин.

Данная мера призвана на фоне либерализации требований к экономической деятельности повысить ответственность бизнеса за свою деятельность перед обществом и государством.

Основные положения Декрета вступают в силу 26 февраля 2018 г. До этого времени Правительству совместно с местными органами власти предстоит провести масштабную работу по реализации его положений, а также обеспечить приведение в соответствие с Декретом иных актов законодательства.

В целом нормы Декрета заложили основу для комплексного пересмотра массива законодательства во всех сферах, связанных с предпринимательством. Следовательно, работа по улучшению бизнес-климата будет продолжена.

 Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 12