Тарифы на услуги театрально-зрелищных организаций не относятся к регулируемым. При этом их формирование осуществляется с учетом установленных законодательством в сфере культуры особенностей. Рассмотрим их в данной статье.

1. Государственная поддержка театрально-зрелищных организаций

Организации культуры, которые обеспечивают создание произведений сценического искусства и их публичное исполнение, относятся к театрально-зрелищным организациям (далее — ТЗО). К таким организациям относятся театры, цирки, концертные организации и другие типы организаций культуры, осуществляющие указанную культурную деятельность (п. 5 ст. 51 Кодекса о культуре).

В основном государственные ТЗО не являются бюджетными организациями в значении, определенном Бюджетным кодексом, а относятся к иным организациям, получающим субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (подп. 1.4 п. 1 БдК, абз. 3 п. 11 Указа N 27).

Государственная поддержка этим организациям в виде выделяемых субсидий оказывается в соответствии с Указом N 457 (подп. 1.1 п. 1 Указа N 457).

Норматив финансового обеспечения для государственных ТЗО определяется в соответствии с Положением N 1504 и отражает объем бюджетных средств на один спектакль (концерт, представление). При этом органами госуправления ежегодно ТЗО индивидуально устанавливаются количество спектаклей (концертов, представлений) (п. 4 Положения N 1504).

В соответствии с Инструкцией о порядке планирования средств бюджета в рамках господдержки N 41 стоимость услуг по показу спектаклей (концертов, представлений) складывается из расходов, включаемых в себестоимость данных услуг (без учета бюджетных средств), налогов, неналоговых платежей и прибыли (ч. 2 п. 6 Инструкции о порядке планирования средств бюджета в рамках господдержки N 41).

Надо заметить, что в данном случае законодательством не установлено обязанности ТЗО подтверждать тарифы экономическими расчетами, а также согласовывать их с органами госуправления. При этом всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности этих организаций производится в процессе планирования потребности в бюджетных средствах, необходимых для осуществления культурной деятельности, и составлении производственно-финансового плана. Расчеты производятся по формам в приложениях к соответствующим инструкциям, утвержденным постановлением Минкультуры N 41, и включают в том числе расчет средней цены одного билета на спектакль (концерт, представление) (п. 7 Инструкции о порядке планирования средств бюджета в рамках господдержки N 41).

План на очередной финансовый год утверждается руководителем ТЗО и подлежит согласованию с органом госуправления, в подчинении (ведении) которого она находится (п. 4 Инструкции о порядке составления производственно-финансового плана ТЗО).

2. Калькулирование себестоимости услуг

При калькулировании себестоимости услуг ТЗО могут руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями в части, не противоречащей на момент их применения действующему законодательству (п. 3 Методических рекомендаций).

В соответствии с данными рекомендациями себестоимость отдельных видов услуг определяется путем составления калькуляций, в которых показывается размер затрат на оказание и реализацию единицы услуги. Объектом калькулирования себестоимости при этом является отдельная услуга. Порядок и методы калькулирования себестоимости услуг устанавливаются организацией самостоятельно исходя из условий ее финансово-хозяйственной деятельности (ч. 2 п. 14, п. 15, 18 Методических рекомендаций).

По общему правилу определение себестоимости каждого отдельного вида услуг осуществляется на основании расчетов по элементам (статьям) затрат (п. 17 Методических рекомендаций).

При этом рекомендуется следующая группировка затрат по элементам (статьям) (п. 11 Методических рекомендаций):

— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

— расходы на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов и нематериальных активов;

— прочие затраты.

В зависимости от способа включения затрат в себестоимость услуг они также подразделяются (п. 9 Методических рекомендаций):

— на прямые — которые можно непосредственно (по принципу прямой связи) включить в себестоимость соответствующего объекта калькулирования, а также имеющие пропорциональную связь с объемом услуги;

— косвенные — которые не имеют прямой пропорциональной связи с отдельными видами услуг.

К косвенным затратам в этом случае относятся в том числе общепроизводственные и общехозяйственные расходы (совокупность расходов, связанных с обслуживанием и управлением организацией), затраты, связанные с продвижением и реализацией услуг (ч. 4 п. 9 Методических рекомендаций).

В указанных рекомендациях выделены особенности калькулирования себестоимости услуг при проведении гастрольно-концертной деятельности.

В чем они заключаются читайте в ilex.