Особенности реорганизации акционерных обществ (АО) обусловлены, прежде всего, тем, что уставный фонд таких обществ разделен на определенное количество акций, наличие которых и придает процессу реорганизации некоторые особенности по сравнению с реорганизацией других хозобществ или юрлиц иных организационно-правовых форм.

Акцентируем внимание именно на тех моментах, которые следует учитывать при реорганизации АО (как ОАО, так и ЗАО), не затрагивая общих моментов, которые относятся к реорганизации юрлиц любых организационно-правовых форм.

1. Созыв, проведение общего собрания акционеров, порядок голосования по вопросу
о реорганизации АО

По общему правилу лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров, извещаются о принятом решении о проведении общего собрания акционеров АО уполномоченным органом АО не менее чем за тридцать дней до даты его проведения, если уставом не предусмотрен меньший срок или иной срок, установленный ч. 2, 4
ст. 39 Закона о хозобществах <*>.

При этом внеочередное общее собрание акционеров АО должно быть проведено не позднее сорока дней с даты принятия уполномоченным органом АО решения о созыве и проведении этого собрания, за исключением случаев, когда для проведения внеочередного общего собрания акционеров АО ч. 3 ст. 49 Закона о хозобществах или уставом АО предусмотрен иной срок <*>.

Закон о хозобществах не устанавливает каких-либо особенных сроков извещения акционеров при созыве и проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО, поэтому в такой ситуации следует руководствоваться указанным общим правилом. Однако стоит отметить, что устав конкретного АО может устанавливать не только уменьшенные сроки созыва и проведения общего собрания акционеров, но и определенные сроки созыва и проведения общего собрания акционеров именно по вопросу о реорганизации АО, отличные от общего правила. Следовательно, в этой ситуации следует, прежде всего, учитывать положения
устава АО.

При принятии уполномоченным органом АО решения о проведении общего собрания акционеров в таком решении должны быть отражены определенные сведения, установленные ч. 1 ст. 38 Закона о хозобществах. При этом следует учитывать, что при включении в повестку дня вопроса о реорганизации АО также должен быть включен в повестку дня и вопрос о цене выкупа АО акций этого общества по требованию его акционеров <*>.

Как правило, общее собрание акционеров признается правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов, принадлежащих акционерам <*>. При этом порядок определения общего количества голосов, принадлежащих акционерам, определен ч. 1 — 2 ст. 83 Закона о хозобществах. В большинстве случаев определение общего количества голосов, принадлежащих акционерам, не вызывает затруднений. Такая информация берется из реестра акционеров, сформированного на дату, установленную уполномоченным органом АО, исходя из общего количества простых (обыкновенных) акций и определяется по принципу «одна акция — один голос». При принятии решения о реорганизации АО акционеры — владельцы привилегированных акций вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, поэтому при определении общего количества голосов, принадлежащих акционерам, имеющим право голосовать по вопросу повестки дня о реорганизации АО, необходимо учитывать такое количество акций <*>. Отметим, что в повестке дня общего собрания акционеров при принятии решения о реорганизации АО присутствует как минимум два вопроса: непосредственно сам вопрос о реорганизации, а также вопрос о цене выкупа АО акций этого общества по требованию его акционеров. В связи с этим представляется интересным вопрос о наличии возможности у акционеров — владельцев привилегированных акций принимать участие в решении вопроса о цене выкупа акций АО, поскольку два указанных вопроса взаимосвязаны между собой. Так, например, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, для принятия решения по этим вопросам кворум определяется раздельно. При этом отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по имеющим кворум вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих <*>.

Однако, если исходить из буквального толкования вышеуказанной нормы, получается, что акционеры — владельцы привилегированных акций применительно к рассматриваемой нами ситуации могут принимать участие только в решении вопроса о реорганизации АО. Здесь необходимо понимать, является ли вопрос о цене выкупа акций АО самостоятельным вопросом, подлежащим разрешению на общем собрании акционеров, либо он структурно должен входить в вопрос о реорганизации АО. Вопрос о цене выкупа акций АО по требованию акционеров может возникнуть только в связи с принятием решения о реорганизации АО, т.е. самостоятельно данный вопрос существовать не может <*>. Это говорит о том, что данный вопрос должен структурно входить в вопрос о реорганизации АО, а, следовательно, акционеры — владельцы привилегированных акций вправе принимать участие в решении вопроса о цене выкупа акций АО.

Важно отметить, что устав конкретного АО может предусматривать большее число голосов для наличия кворума при проведении общего собрания акционеров, в том числе и при решении вопроса о реорганизации АО <*>, поэтому в таком случае следует учитывать положения устава АО.

В некоторых случаях при проведении общего собрания акционеров возможно отсутствие установленного Законом о хозобществах или уставом АО кворума. В этой ситуации возможно проведение повторного общего собрания акционеров с той же повесткой дня с меньшим кворумом. Повторное общее собрание акционеров имеет кворум, если его участники обладают в совокупности более чем тридцатью процентами голосов от общего количества голосов, если уставом АО не предусмотрено для кворума большее число голосов <*>. Как и в предыдущих случаях, следует учитывать положения устава конкретного АО.

Дата формирования реестра акционеров, на основании которого составляется список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть определена ранее даты принятия решения уполномоченным органом АО о проведении общего собрания акционеров <*>. Также следует учитывать определенные требования, предъявляемые к содержанию списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предусмотренные ч. 2 ст. 81 Закона о хозобществах.

При проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО необходимо учитывать, что если число акционеров — владельцев голосующих акций, т.е. владельцев и простых (обыкновенных) акций, и привилегированных акций (при их наличии), составляет более ста, то в АО должна быть создана счетная комиссия в целях, определенных в ч. 2 ст. 82 Закона о хозобществах, а само голосование на общем собрании акционеров должно осуществляться только бюллетенями
для голосования <*>.

При голосовании по вопросу о реорганизации АО голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос»,
т.е. учитываются как простые (обыкновенные) акции, так и привилегированные акции (при их наличии) <*>. При этом применение кумулятивного голосования либо непропорционального распределения голосов при решении данного вопроса невозможно, т.к. кумулятивное голосование применяется только при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), а непропорциональное распределение голосов возможно только в ООО и ОДО <*>.

С учетом того факта, что акционеры — владельцы простых (обыкновенных) акций и акционеры — владельцы привилегированных акций при голосовании по вопросу о реорганизации АО имеют равное право на такое голосование, то, по нашему мнению, соответственно подсчет голосов на общем собрании акционеров осуществляется по всем голосующим акциям без разделения их на простые (обыкновенные) и привилегированные акции.

Количество голосов акционеров, необходимое для принятия решения о реорганизации АО, составляет не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, однако большее число голосов может предусматриваться уставом конкретного АО <*>. На практике возможна ситуация, когда вопрос о реорганизации АО и вопрос о цене выкупа акций по требованию акционеров разделены в повестке дня собрания на два самостоятельных вопроса, в связи с чем возникает вопрос о количестве голосов, необходимом для принятия решения о цене выкупа акций по требованию акционеров.

Отталкиваясь от позиции, изложенной выше, в части прав акционеров — владельцев привилегированных акций на участие в голосовании по вопросу о цене выкупа акций по требованию акционеров, предполагаем, что поскольку этот вопрос фактически не является самостоятельным с точки зрения норм Закона о хозобществах, а вытекает из вопроса о реорганизации АО, то соответственно решение по нему должно приниматься в таком же порядке, как и по вопросу о реорганизации АО, т.е. количеством голосов не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров.

2. Порядок уведомления акционеров о праве требовать выкупа акций, а также осуществление выкупа акций в связи с реорганизацией АО

Порядок уведомления акционеров об их праве требовать выкуп акций и срок, в течение которого АО обязано осуществить это уведомление, определяются уставом АО <*>.

По нашему мнению, АО не обязано уведомлять всех своих акционеров, имеющихся в реестре акционеров, т.к. требовать выкупа акций в связи с принятием решения о реорганизации АО имеют право только те акционеры, которые голосовали против принятия решения о его реорганизации или не были надлежащим образом извещены о проведении общего собрания акционеров, на котором было принято такое решение <*>. В связи с этим отметим, что те акционеры, которые на общем собрании голосовали вариантом «воздержался», а не «против», не имеют права требовать выкупа акций, что следует из буквального толкования вышеуказанной нормы. Если бюллетень акционера в части вопроса о реорганизации признан недействительным, то соответственно нет оснований говорить, что такой акционер голосовал на собрании вариантом «против», а следовательно, он также не имеет права требовать выкупа акций.

Справочно
Бюллетень для голосования признается недействительным в части тех вопросов, по которым голосующим не соблюден порядок голосования <*>.

На практике определение круга акционеров, которые не были надлежащим образом извещены о проведении общего собрания, может вызывать затруднения. Например, в уставе АО допускается осуществлять уведомление акционеров о проведении общего собрания путем публикации извещения в конкретном печатном издании. Если такое извещение содержит все необходимые сведения, указанные в ч. 7 ст. 39 Закона о хозобществах, и его публикация осуществлена без нарушения сроков, указанных в ч. 1 ст. 39 Закона о хозобществах, то соответственно нет оснований говорить, что кто-либо из акционеров был ненадлежащим образом извещен о проведении общего собрания, даже если этот акционер не видел опубликованного извещения.

Учитывая то, что в голосовании по вопросу о реорганизации АО принимают участие как акционеры — владельцы простых (обыкновенных) акций, так и акционеры — владельцы привилегированных акций, а также основываясь на норме ч. 1 ст. 78 Закона о хозобществах, которая использует общее понятие «акционер», можно сделать вывод, что требовать выкупа акций могут все акционеры, указанные в абз. 2 ч. 1 ст. 78 Закона о хозобществах, вне зависимости от категории принадлежащих им акций.

Содержание уведомления акционера о праве требовать выкупа акций не конкретизировано Законом о хозобществах, однако, на наш взгляд, такое уведомление должно содержать как минимум следующие сведения:
— об основании возникновения права требовать выкупа акций;
— о цене выкупаемых акций;
— о порядке и сроке подачи акционерами заявлений с требованием о выкупе акций;
— о порядке и сроке удовлетворения требования о выкупе акций.

Отметим, что акционер, предъявивший письменное требование АО, имеет право отозвать свое требование о выкупе акций до момента заключения договора купли-продажи акций. Здесь мы исходим из того, что у акционера существует право требовать выкупа акций, соответственно он реализует это право по своему усмотрению. Для окончательной реализации данного права необходимо заключение соответствующей сделки между акционером и АО. Соответственно акционер распоряжается этим правом по своему усмотрению, что позволяет ему отказаться от его реализации до момента заключения соответствующей сделки купли-продажи акций.

В случае если общее количество акций, предложенных для выкупа по требованию акционеров, превышает количество акций, которое может быть приобретено АО, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

Стоит учитывать, что при выкупе акций по требованию акционеров максимальное количество приобретаемых АО акций определяется по правилам, изложенным
в ч. 5 ст. 78 Закона о хозобществах, исходя из размера чистых активов АО (не более десяти процентов) на дату принятия решения, повлекшего возникновение у акционеров права требовать выкупа АО его акций, что не тождественно десяти процентам акций от общего размера уставного фонда АО. Последнее ограничение применяется только при приобретении АО акций собственного выпуска по решению самого АО по правилам, установленным в ч. 1, абз. 5 ч. 8 ст. 77 Закона о хозобществах. Важно понимать, что само по себе право требования выкупа акций не гарантирует акционеру, реализующему такое право, заключение соответствующей сделки купли-продажи акций с АО. Это обусловлено тем, что после предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций общее собрание акционеров АО должно принять соответствующее решение о приобретении акций <*>. Такое решение будет основываться на нормах ст. 78 Закона о хозобществах. Также отметим, что в случае приобретения акций собственного выпуска на основании ст. 78 Закона о хозобществах, в частности для ОАО, не требуется до покупки этих акций раскрывать информацию о намерении осуществить такое приобретение в форме текста предложения о покупке акций в соответствии с требованиями п. 13 Инструкции N 76.

В ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах установлены случаи принятия решений общим собранием акционеров АО квалифицированным большинством голосов (не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров). В таком порядке принимается решение по вопросу о приобретении АО размещенных им акций по решению самого общества, т.е. такой порядок применим к приобретению акций на основании ст. 77 Закона о хозобществах. В то же время в ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах не указано, в каком порядке необходимо принимать решение о приобретении акций на основании ст. 78 Закона о хозобществах. Следовательно, поскольку иное не указано в Законе о хозобществах, то решение о приобретении АО акций собственного выпуска по требованию его акционеров должно приниматься в общем порядке, т.е. простым большинством голосов (более пятидесяти процентов) лиц, принявших участие в общем собрании акционеров, за исключением случая, когда уставом конкретного АО предусмотрено квалифицированное большинство голосов <*>.

Заключение договоров купли-продажи акций на основании ст. 78 Закона о хозобществах осуществляется АО (вне зависимости от вида: ОАО или ЗАО) на неорганизованном рынке, но с обязательной регистрацией такой сделки брокером или депозитарием, что следует из абз. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2, 8, 9 Инструкции N 76.

Оплата акций при их выкупе по требованию акционеров может осуществляться не только денежными средствами, но и в натуральной форме, однако способ оплаты приобретаемых акций по требованию акционеров, отличный от денежного, должен быть напрямую предусмотрен в уставе АО <*>.

Частью 9 ст. 78 Закона о хозобществах предусмотрено два случая, когда у акционера не возникает права требовать выкупа акций, даже если принято решение о реорганизации АО, а именно:
— акционер является акционером АО, созданного в процессе приватизации государственного имущества или путем преобразования арендного предприятия, коллективного (народного) предприятия, государственного предприятия, государственного унитарного предприятия, более пятидесяти процентов акций которых принадлежит государству, в случае их реорганизации в форме присоединения к ним одного или нескольких юрлиц;
— акционер является единственным участником этого АО.

3. Правовая судьба акций при реорганизации АО, изменения в Государственный реестр ценных бумаг

Акции, выкупленные АО по требованию его акционеров на основании ст. 78 Закона о хозобществах, поступают в распоряжение АО <*>. При этом само АО, даже несмотря на то, что было принято решение о его реорганизации, полагаем, не обязано аннулировать поступившие акции. Возможные варианты использования поступивших на баланс АО акций следующие:
— последующая продажа либо безвозмездная передача государству;
— последующее пропорциональное распределение среди акционеров;
— последующая продажа инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом АО;
— аннулирование в случае принятия в соответствии с уставом решения об уменьшении уставного фонда АО <*>;
— последующая передача иностранному или международному юрлицу (организации, не являющейся юрлицом), эмитирующему иностранные депозитарные расписки, для продажи с использованием иностранных депозитарных расписок <*>.

Помимо указанного, на поступившие в распоряжение АО акции возможны начисление и выплата дивидендов в пользу членов его исполнительных органов на срок до одного года, если это напрямую предусмотрено уставом АО <*>.

В общих чертах правовая судьба акций при реорганизации АО определена в нормах
ст. 89 Закона о хозобществах.

Весь выпуск акций АО аннулируется при следующих формах реорганизации: слияние, разделение, преобразование, присоединение (только выпуск акций присоединяемого АО). При реорганизации АО в форме выделения аннулированию подлежит только часть выпуска акций реорганизуемого АО, соответствующая величине уменьшения размера его уставного фонда.

При реорганизации АО в форме выделения из него одного или нескольких новых хозобществ и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм происходит внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг в связи с сокращением количества (аннулированием части выпуска) акций <*>. При этом количество акций, подлежащих аннулированию, определяется исходя из суммы номинальных стоимостей акций, поступивших в соответствии с разделительным балансом в распоряжение АО, из которого осуществлено выделение юрлица (юрлиц) <*>.

До момента подачи документов в уполномоченный орган для аннулирования части выпуска акций в связи с реорганизацией АО в форме выделения такое АО обязано в установленном порядке зарегистрировать изменения и (или) дополнения в свой устав, связанные с уменьшением размера уставного фонда на сумму номинальных стоимостей акций, поступивших в АО в соответствии с разделительным балансом <*>. После этого подача документов должна быть осуществлена не позднее двух месяцев с даты госрегистрации соответствующих изменений и (или) дополнений в устав АО <*>.

Справочно
Административная процедура, связанная с внесением изменений в Государственный реестр ценных бумаг, осуществляется в порядке, установленном п. 15.22 единого перечня административных процедур.

При реорганизации АО в формах слияния, разделения, преобразования, присоединения осуществляется аннулирование выпуска акций реорганизуемого АО путем его исключения из Государственного реестра ценных бумаг <*>.

Исключение из Государственного реестра ценных бумаг (аннулирование) выпуска акций при указанных формах реорганизации АО осуществляется в соответствии с требованиями п. 100 Инструкции N 78 Департаментом по ценным бумагам либо территориальными органами Минфина по ценным бумагам по территориальной принадлежности АО в соответствии с абз. 2 — 3 ч. 1 п. 35 Инструкции N 78, на основании сведений о ликвидированных (прекративших деятельность) субъектах хозяйствования (на основании сведений из ЕГР), а в случае создания в результате реорганизации нового АО либо в случае реорганизации АО в форме его присоединения к другому АО (при условии осуществления АО, к которому осуществлено присоединение, эмиссии дополнительного выпуска акций) — на основании документов, представленных для госрегистрации выпуска акций вновь возникшим АО либо АО, к которому осуществлено присоединение.

Учитывая это, а также то, что единый перечень административных процедур не содержит такой административной процедуры, как аннулирование выпуска акций, можно сделать вывод, что вышеуказанные уполномоченные органы самостоятельно должны осуществлять аннулирование выпуска акций при реорганизации АО в формах, указанных в подп. 99.3 — 99.4 п. 99 Инструкции N 78, за исключением случая создания в результате реорганизации нового АО либо в случае реорганизации АО в форме его присоединения к другому АО (при условии осуществления АО, к которому осуществлено присоединение, эмиссии дополнительного выпуска акций).

Таким образом, в настоящей статье рассмотрены особенности, которые следует учитывать при реорганизации АО.