Юридические лица (далее — юрлицо), являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами <*>. К ним относятся садоводческие товарищества, товарищества собственников, адвокатские бюро, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, объединения юрлиц и (или) ИП (ассоциации и союзы), государственные объединения (концерны, производственные, научно-производственные или иные объединения), торгово-промышленные палаты, третейские суды, международные арбитражные (третейские) суды и др.

Реорганизация некоммерческих организаций путем разделения (равно как и других юрлиц) подразумевает прекращение деятельности одной или нескольких организаций с переходом их прав и обязанностей к вновь возникшим юрлицам в соответствии с разделительным балансом <*>.

Реорганизация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с общими для юрлиц положениями законодательства. Вместе с тем ввиду многообразия организационно-правовых форм юрлиц, являющихся некоммерческими организациями, а также специфики их деятельности реорганизация каждой из них в форме разделения может иметь и свои особенности, предусмотренные как в законодательстве, так и в их уставах. Такие особенности, в частности, могут касаться организационно-правовой формы реорганизуемых и создаваемых юрлиц, субъектного состава, лица, уполномоченного на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации, вида вещного права на имущество, деятельности некоммерческой организации и т.д.

Определение допустимых организационно-правовых форм юрлиц, возникших в результате реорганизации некоммерческой организации в форме разделения

Некоммерческая организация может быть реорганизована в форме разделения как на коммерческие, так и на некоммерческие организации. Однако некоторые некоммерческие организации имеют существенные ограничения в части возможности осуществления определенных видов деятельности и выступления в качестве учредителей (участников) юрлиц. В связи с этим при определении организационно-правовой формы возникших в результате реорганизации путем разделения некоммерческой организации юрлиц следует учитывать установленные в законодательстве требования и ограничения:

1) адвокатское бюро не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме оказания юридической помощи, а также выступать в качестве учредителя (участника) иных юрлиц или собственника их имущества <*>. Одновременно с этим адвокатское бюро может быть учреждено исключительно физическими лицами (двумя и более адвокатами, имеющими стаж работы в качестве адвоката не менее трех лет) <*>;

2) реорганизация кооператива в форме разделения осуществляется с сохранением организационно-правовой формы потребительского кооператива у возникших в результате реорганизации кооператива юрлиц <*>;

3) садоводческие товарищества и фонды могут быть реорганизованы в форме разделения исключительно на два или более товарищества либо на два и более фонда соответственно <*>;

4) в отношении фонда установлено, что он может быть реорганизован в форме разделения только в случае, если возможность реорганизации предусмотрена в уставе <*>;

5) поскольку некоторые некоммерческие организации могут быть созданы исключительно гражданами (в частности, садоводческие товарищества, политические партии и др.), в этом случае некоммерческая организация не может выступать в качестве учредителя (участника, члена) для таких организаций при их создании в результате реорганизации путем разделения <*>;

6) некоторые некоммерческие организации могут быть созданы исключительно собственниками имущества (например, государственное объединение, религиозные организации и др.), вследствие чего указанные юрлица не могут быть созданы некоммерческими организациями, обладающими правом хозяйственного ведения или оперативного управления <*>;

7) существуют также ограничения и при создании коммерческих организаций в результате реорганизации некоммерческих организаций. По общему правилу некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них <*>.

При этом некоторые из некоммерческих организаций не могут выступать в качестве учредителей (участников) коммерческих организаций ввиду установленного в законодательстве запрета. Например, политические партии, союзы не имеют права выступать в качестве учредителей коммерческих организаций, за исключением учреждения собственных средств массовой информации и осуществления издательской деятельности, а также заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики <*>.

Фонды не вправе создавать ОДО, однако для осуществления предпринимательской деятельности они могут создать УП, хозяйственные общества или участвовать в них <*>.

При создании коммерческих организаций в результате реорганизации некоммерческих организаций следует также учитывать состав участников создаваемых коммерческих организаций и специфику участия в них, в частности:

— участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть только ИП и (или) коммерческие организации <*>;

— членами производственных кооперативов (артелей) могут быть только граждане, которые должны принимать личное трудовое участие в их деятельности <*>;

— членами крестьянских (фермерских) хозяйств могут быть исключительно граждане (члены одной семьи) <*>.

Принятие решения о реорганизации некоммерческой организации в форме разделения

Реорганизация может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Реорганизация некоммерческой организации в форме разделения в силу п. 1 ст. 53 ГК может быть осуществлена по решению:

1) собственника ее имущества (учредителей, участников) в случае, если имущество не принадлежит некоммерческой организации на праве собственности (например, финансируемое собственником учреждение, государственное объединение, религиозная организация <*>);

2) органа некоммерческой организации, уполномоченного на то уставом. Как правило, это высший орган некоммерческой организации, наименование которого зависит от ее организационно-правовой формы:

— правление (совет) фонда <*>;

— съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов общественного объединения или их представителей (делегатов), представителей членов союза <*>;

— собрание партнеров для адвокатских бюро <*>;

— общее собрание садоводческого товарищества <*>.

При реорганизации по решению уполномоченного органа некоммерческой организации может возникнуть необходимость в подготовке решения и извещении о созыве уполномоченного органа некоммерческой организации для принятия решения о ее реорганизации с указанием предполагаемой повестки дня. Одновременно с этим в законодательстве могут быть установлены дополнительные требования, к примеру, согласно ч. 2 п. 45 Положения о фондах фонд должен не менее чем за семь дней известить регистрирующий орган о заседании правления (совета) фонда;

3) уполномоченных государственных органов, в том числе суда, в случаях, предусмотренных законодательными актами. В этой ситуации реорганизация некоммерческой организации осуществляется помимо воли ее участников (членов, партнеров и др.).

В решении собственника имущества некоммерческой организации или протоколе, составленном по результатам созыва органа некоммерческой организации, уполномоченного принимать решение о ее реорганизации, в частности, определяются: решение о реорганизации некоммерческой организации в форме разделения, решение о создании юрлиц в результате разделения, состав участников создаваемых юрлиц, порядок и условия разделения (сроки реорганизации и проведения инвентаризации, порядок уведомления, рассмотрения и удовлетворения требований кредиторов, срок составления разделительного баланса и представления его на утверждение, перечень обязательств, подлежащих передаче каждому вновь созданному в результате реорганизации юрлицу, и др.).

Некоммерческая организация считается реорганизованной в форме разделения с момента государственной регистрации вновь возникших юрлиц <*>. При разделении вновь созданным юрлицам присваиваются новые регистрационные номера, а в отношении реорганизованной некоммерческой организации вносится запись о прекращении ее деятельности с даты внесения в ЕГР записи уполномоченным сотрудником регистрирующего органа о государственной регистрации вновь созданных юрлиц <*>.

Таким образом, реорганизация некоммерческой организации в форме разделения осуществляется в соответствии с общим для юрлиц порядком реорганизации, но с учетом требований и ограничений, установленных в законодательстве и уставе в отношении определенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.