Людмила Владимировна Леванчук,
судья экономического суда Брестской области

Особенности экономической несостоятельности (банкротства) сельхозорганизаций определяются спецификой их правового статуса и характера деятельности. Это необходимо учитывать и при проведении процедуры санации, введенной в отношении ряда белорусских сельхозпредприятий в 2016 году. Причем важно осознавать, что результативность санации зависит от правильной постановки задач и выбора путей их решения.

Общие положения о санации, сроки ее проведения

В целях финансового оздоровления сельхозорганизаций и повышения эффективности сельхозпроизводства 2 года назад был издан Указ N 253. Для исполнения его норм уполномоченные госорганы провели работу по определению финансового положения сельхозорганизаций и дальнейших действий по их досудебному оздоровлению или процедур экономической несостоятельности (банкротства).

Постановление Совмина N 889 утвердило:

1) перечень сельхозорганизаций, подлежащих досудебному оздоровлению;

2) перечень сельхозорганизаций, в отношении которых необходимы процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

Во второй перечень вошли 102 сельхозорганизации, в отношении которых госорганы и организации, в подчинении (составе, ведении) которых находятся эти организации либо в управление которых переданы принадлежащие Республике Беларусь и (или) административно-территориальным единицам акции, эмитированные данными сельхозорганизациями, подготовили рекомендации о нецелесообразности досудебного оздоровления и о необходимости подачи в суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве). Иными словами, представленные бизнес-планы досудебного оздоровления указанных сельхозорганизаций уполномоченные органы не согласовали. К части этих сельхозорганизаций применили санацию.

Санация — это процедура конкурсного производства, цель которой — обеспечить стабильную и эффективную хозяйственную (экономическую) деятельность, восстановить платежеспособность должника <*>.

Основные нормы, регламентирующие санацию должников, закрепляют ст. 121 и 125 Закона N 415-З. Так, в силу ст. 121 при наличии оснований для санации управляющий, исходя из анализа хозяйственной (экономической) деятельности и финансового состояния и платежеспособности должника, обязан разработать план его санации и представить на утверждение собранию кредиторов не позднее 75 дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства.

Согласно ст. 125 Закона N 415-З по общему правилу санацию вводит экономический суд в случаях, установленных ч. 3 ст. 122, ст. 124 и ч. 3 ст. 170 Закона N 415-З, на срок, не превышающий 18 месяцев. При этом суд руководствуется решением собрания кредиторов либо действует по собственной инициативе.

По ходатайству собрания кредиторов и (или) антикризисного управляющего суд может сократить или продлить срок санации, но не более чем на 12 месяцев, если иное не устанавливает Закон N 415-З. По ходатайству госоргана, согласованному с Совмином, суд может продлить санацию на срок не более 5 лет.

Пункт 11 Указа N 253 определил, что продолжительность процедуры санации сельхозорганизаций не может превышать 36 месяцев со дня принятия судом решения об экономической несостоятельности с санацией. По ходатайству госоргана или организации, согласованному с Совмином, суд может продлить срок санации , но не более чем на 24 месяца. При этом к ходатайству следует приложить обоснование такой необходимости.

Один из случаев, когда суд может ввести санацию по собственной инициативе, предусматривает ч. 3 ст. 170 Закона N 415-З. Согласно этой норме санацию должника — сельхозорганизации экономический суд может ввести независимо от решения собрания кредиторов об утверждении плана ликвидации должника и заявления ходатайства об открытии ликвидационного производства, если существует возможность погасить требования по платежным обязательствам; обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в том числе за счет доходов, которые должник может получить по окончании соответствующего периода сельхозработ. Но не следует думать, что суд вопреки мнению кредиторов волевым решением введет санацию при отсутствии вышеназванной возможности.

Приведенная норма Закона N 415-З, скорее, исключение из правила. Обычно именно кредиторы решают, есть ли основания для санации. И для того, чтобы принять положительное решение, они должны видеть, что процедура может быть результативной, что существует реальный шанс восстановить платежеспособность должника. Именно поэтому санация возможна только на основании плана, утвержденного собранием кредиторов и экономическим судом.

Содержание плана санации: некоторые рекомендации

Законодательство не предъявляет к плану санации должника конкретных требований. Оно просто констатирует, что в таком плане следует предусмотреть меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления <*>.

В соответствии со ст. 126 Закона N 415-З в числе указанных мер может быть:

— ликвидация дебиторской задолженности;

— исполнение обязательств должника собственником его имущества — УП, учредителями (участниками) или иными третьими лицами;

— предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;

— перепрофилирование производства;

— закрытие нерентабельного производства;

— продажа части имущества должника;

— уступка требования должника;

— предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;

— продажа предприятия должника как имущественного комплекса;

— размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника и т.д.

Отметим, что разработанный управляющим план санации не влечет каких-либо процессуальных последствий. Вместе с тем это не означает, что при составлении плана можно ограничиться стандартным перечнем мер из числа вышеуказанных без их конкретизации.

Кроме того, данный план управляющий представляет на утверждение конкурсным кредиторам. И суды сегодня не так уж редко сталкиваются с ситуацией, когда конкурсные кредиторы не утверждают на общем собрании план санации, поскольку:

— не считают его реально выполнимым;

— не видят в нем конкретных мер по выводу сельхозпредприятия из состояния неплатежеспособности;

— не видят источников, за счет которых можно обеспечить устойчивую работу предприятия;

— понимают, что план разрабатывался без учета специфики сельхозпроизводства.

При возникновении конфликтной ситуации суд вправе назначить экспертизу плана санации. Однако очевидно, что это не оптимальный выход. С учетом практики экономических судов считаем уместным высказать некоторые соображения по поводу содержания плана санации сельхозорганизаций.

1. Составлению плана санации, на наш взгляд, должен предшествовать анализ причин, приведших к финансовой нестабильности и неплатежеспособности организации. Это позволит спрогнозировать риски появления неблагоприятных факторов и учесть их при разработке плана, заложив в нем резерв на случай кризисной ситуации.

2. По содержанию план санации похож на бизнес-план. Однако есть структурные отличия. В частности, план санации включает реестр кредиторов, в котором указывается их наименование, сумма задолженности и срок ее образования. Цель санации, как следует из ст. 1 Закона N 415-З, обеспечение стабильной и эффективной хозяйственной деятельности, восстановление платежеспособности должника. Вместе с тем в результате санации кредиторы рассчитывают получить реальное исполнение своих требований. Иначе говоря, план санации должен ориентироваться и на то, каким образом будут погашаться долги.

Таким образом, план санации должника — это документ, который содержит информацию об имуществе предприятия, его кредиторской и дебиторской задолженности, источниках и очередности ее погашения.

Одновременно план санации — это документ, регламентирующий хозяйственную, финансовую и управленческую деятельность предприятия в течение всего периода нахождения в процедуре санации.

3. Восстановление платежеспособности невозможно без организации выпуска конкурентоспособной продукции. Это подразумевает ее определенные качественные и ценовые характеристики, увеличение объема продаж. Именно данному направлению в плане санации необходимо уделить особое внимание.

В числе мероприятий, позволяющих повысить качество продукции, освоить выпуск ее новых видов, может значиться реконструкция и замена основных производственных фондов, внедрение систем управления качеством, обучение персонала. Кроме того, не следует забывать о совершенствовании маркетинговой стратегии. Причем если в план санации включаются показатели по объемам выпуска и продажи продукции, на которые предполагается выйти к определенному моменту, они должны быть экономически обоснованными и учитывать специфику конкретного сельхозпредприятия.

К мероприятиям по финансовому оздоровлению относится, кроме прочего, улучшение структуры платежей, оптимизация затрат, совершенствование бухучета и отчетности, внедрение системы управленческого учета, разработка системы мотивации персонала и т.д. Все подобные мероприятия должны быть предельно конкретными.

Например, если ставится задача снизить затраты, необходимо четко указать, за счет каких источников это следует сделать. Если речь идет об улучшении структуры платежей, требуется детально прописать предусмотренные меры. Важно также учитывать климатические условия, в которых работает сельхозпредприятие, цикличность сельхозпроизводства.

К сожалению, в республике пока недостаточно (если не сказать мало) управляющих с должным уровнем квалификации для осуществления санации сельхозорганизаций. Деятельность управляющих имеет достаточно специфический характер, в связи с чем управление ею требует спецподготовки. В практике имеют место случаи, когда планы санации разрабатывают не сами антикризисные управляющие, а консалтинговые компании, которые также не специализируются в сельхозотрасли. Поэтому они включают в планы типовой набор мероприятий, изменяя лишь наименование должника, количество работающих и иные незначительные детали.

Между тем управляющим следует понимать, что наличие в плане лишь декларативных мер вызывает у кредиторов справедливое недовольство. Кредиторы, и должник рискуют своими активами, а управляющий — репутацией.

Роль доверия к управляющему

Следует признать, что в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) личность управляющего имеет ключевое значение. От того, как он построит отношения с кредиторами, в том числе межличностные, во многом зависит результативность санации.

Закон N 415-З не регулирует обязательственно-правовых и процессуально-правовых отношений должника и кредиторов. Он лишь устанавливает порядок и очередность удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Причем порядок погашения внеочередных расходов и внеочередных требований кредиторов управляющий определяет сам.

В связи с указанным важное значение приобретает вопрос доверия кредиторов. Только в случае, если кредиторы доверяют управляющему, они будут готовы какое-то время ждать возвращения задолженности. В этом смысле можно говорить о наличии фидуциарного элемента во взаимоотношениях между кредиторами и управляющим.

Отсутствие доверия порождает многочисленные жалобы кредиторов на действия (бездействие) управляющего и порой судебные разбирательства. Это, в свою очередь, ведет к потере времени и ставит под угрозу выполнение любого, даже самого перспективного плана санации.

Таким образом, только качественная подготовка плана санации, который будет выполнимым и содержать конкретные меры стабилизации хозяйственной деятельности предприятия, только тесное сотрудничество кредиторов с антикризисным управляющим, выработка эффективных и соответствующих закону способов погашения задолженности могут обеспечить восстановление платежеспособности сельхозпредприятия.