Льготы по налогу на прибыль перечислены в ст. 181 НК. Среди них есть общеустановленные, которые могут применяться любыми плательщиками при условии выполнения требований для льготирования, а также специальные льготы, которые предназначены для определенных категорий плательщиков. Рассмотрим специальную льготу, установленную для организаций культуры.

1. Суть льготы для организаций культуры

Согласно п. 9 ст. 181 НК от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности, направленная этими организациями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь:

— на приобретение и ремонт основных средств;

— приобретение имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, необходимых для осуществления культурной деятельности.

При этом следует учитывать общие положения для льготирования, согласно которым (подп. 1.3 ст. 21, подп. 1.11 ст. 22 НК):

— плательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК и иными актами налогового законодательства;

— для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

— плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

— льгота, установленная п. 9 ст. 181 НК, является специальной и распространяется на определенную категорию плательщиков — организации культуры. Другие плательщики налога на прибыль не могут ее применить, даже если у них выполняются все другие условия для льготирования;

— льгота является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Если организация культуры по той или иной причине не применила налоговую льготу, имея на то все основания, это не является нарушением налогового законодательства;

Справочно
Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. Неиспользованные льготы могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий (ч. 1 и 2 п. 4 ст. 35 НК):
— плательщик не отказался от использования льгот;
— налоговое обязательство возникло в период действия правовых оснований для использования льгот;
не истекло 5 лет со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот.

— льгота установлена в виде освобождения прибыли от налогообложения (подп. 2.1 ст. 35 НК). При применении такой льготы в отношении льготируемой прибыли организации культуры освобождаются от уплаты налога на прибыль и от его начисления. При этом льготу необходимо отразить в декларации по налогу на прибыль соответствующим образом;

Примечание
Дополнительно об отражении льготы учреждением культуры в декларации по налогу на прибыль см. статью «Образец заполнения декларации по налогу на прибыль при применении льготы учреждением культуры» (Прудникова Л.Я.).

— у организаций культуры освобождается от налога на прибыль не вся валовая прибыль, а только прибыль, полученная от осуществления культурной деятельности;

— льготу можно применить при условии направления указанной прибыли на цели, установленные в п. 9 ст. 181 НК. Если целевое использование не соблюдается, прибыль не освобождается от налога;

— условия льготирования не действуют, если иное установлено Президентом Республики Беларусь;

— для правомерного применения льготы организациям культуры необходимо вести раздельный учет освобождаемых от налогообложения операций (т.е. отдельно учитывать выручку и затраты, относящиеся к льготируемой деятельности) (п. 2 ст. 182 НК);

документы, подтверждающие право на льготу (в частности, подтверждение статуса организации культуры, осуществления культурной деятельности и целевого использования прибыли от этой деятельности), представляются организацией культуры в налоговый орган по месту постановки на учет, если налоговый орган затребует такие документы.

Остановимся подробнее на основных моментах данной льготы.

2. Кто относится к организациям культуры

Как было отмечено выше, рассматриваемая льгота доступна только организациям культуры. Она не может применяться плательщиками, которые осуществляют культурную деятельность, но не обладают статусом организации культуры. То есть льгота не является «сквозной» и для ее применения важно определить, относится плательщик к организациям культуры или нет.

Термины и их определения, используемые в целях НК, определены в п. 2 ст. 13 НК. Однако понятие «организация культуры» в нем не раскрывается. В таких случаях обращаемся к п. 1 ст. 13 НК, согласно которому термины гражданского права и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права.

Понятие «организация культуры» определено в Кодексе о культуре. Там же приводится их классификация по различным критериям.

Так, под организацией культуры понимается юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность (подп. 1.2 ст. 1 Кодекса о культуре).

При определении основного вида экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций следует руководствоваться:

Указаниями Нацстата от 30.11.2012 N 289;

— Классификатором ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности».

Справочно
Определение основного вида экономической деятельности на основе ОКРБ 005-2011 осуществляется:
— для юридических лиц (с учетом деятельности всех обособленных подразделений юридического лица независимо от местонахождения);
— обособленных подразделений (с учетом деятельности всех структурных подразделений).
Обособленные подразделения могут иметь основной вид деятельности, отличный от основного вида деятельности юридического лица (п. 3 Указаний N 289).

Примеры определения основного вида деятельности для коммерческих и некоммерческих организаций приведены соответственно в приложениях 1 и 2 к Указаниям N 289.

Справочно
Основной вид экономической деятельности указывается в числе сведений, подлежащих передаче юридическими лицами в Минюст для включения в ЕГР. Информация об основном виде деятельности входит в состав сведений, которые размещаются Минюстом на веб-портале ЕГР в открытом доступе (абз. 9 ч. 3 п. 40 Инструкции о порядке ведения ЕГР ЮЛ и ИП).

Организации культуры подразделяются в зависимости от:

1) видов собственности (п. 1 ст. 51 Кодекса о культуре):

— на государственные;

— частные организации;

2) основной цели деятельности (п. 1 ст. 51 Кодекса о культуре):

— на коммерческие организации в форме (п. 2 ст. 51 Кодекса о культуре):

— хозяйственных обществ (ОАО, ООО, ОДО);

— хозяйственных товариществ (полных и коммандитных;

унитарных предприятий;

— некоммерческие организации в форме (п. 3 ст. 51 Кодекса о культуре):

— финансируемых собственником учреждений культуры;

— ассоциаций (союзов);

— в других формах, предусмотренных законодательными актами;

3) направлений культурной деятельности (п. 4 ст. 51 Кодекса о культуре):

— библиотеки;

— музеи;

— организации народных художественных ремесел;

— организации кинематографии;

— театры;

— цирки;

— филармонии, ансамбли, хоры, оркестры, студии, концертные залы и другие концертные организации;

— клубы, дворцы (дома, центры) культуры (искусства), центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и другие клубные организации;

— картинные, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорамы и другие выставочные организации;

— парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады;

— творческие мастерские;

— методические центры народного творчества (культурно-просветительской работы);

— организации по проведению культурных мероприятий. К таким мероприятиям относятся культурно-зрелищные, кинематографические мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки, показы, мастер-классы, конференции, пленэры, семинары, форумы, акции и другие мероприятия (п. 2 ст. 209 Кодекса о культуре);

— продюсерские организации;

— реставрационные организации;

— другие типы.

Справочно
Организации культуры могут быть смешанного типа. В структуру таких организаций входят подразделения, в том числе обособленные, осуществляющие культурную деятельность разных направлений (п. 7 ст. 51 Кодекса о культуре).

Таким образом, претендовать на льготу, установленную п. 9 ст. 181 НК, могут плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Кодексом о культуре относятся к организациям культуры (независимо от их формы собственности, основной цели деятельности и организационно-правовой формы).

Справочно
При необходимости статус организации культуры может быть подтвержден заключением Министерства культуры (п. 3 Указа N 145).

3. Что считается культурной деятельностью для целей НК

Освобождение от налога на прибыль предусмотрено только в отношении прибыли, полученной организациями культуры от осуществления культурной деятельности. В ст. 79 Кодекса о культуре определены направления такой деятельности. Однако для целей главы 16 НК «Налог на прибыль» (а значит для целей применения льготы по п. 9 ст. 181 НК) нужно руководствоваться перечнем видов деятельности, относимых к культурной деятельности, согласно приложению 3 к Указу N 145 (подп. 2-1 Указа N 145):

Код ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» Вид деятельности, относимый к культурной деятельности
59110 Деятельность по производству кино-, видеофильмов и телевизионных программ (кроме производства телевизионных программ и телевизионной рекламы)
59120 Постпроизводственный этап изготовления кино-, видеофильмов и телевизионных программ (кроме телевизионных программ)
59130 Деятельность по распространению кино-, видеофильмов и телевизионных программ (кроме телевизионных программ)
59140 Деятельность по показу кинофильмов (кроме деятельности киноклубов)
90010 Деятельность в сфере исполнительских искусств (кроме деятельности самостоятельных ведущих радио- и телепрограмм)
90020 Деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий (кроме услуг по управлению авторскими и смежными правами на произведения литературы и искусства)
90030 Художественное и литературное творчество (в части реставрации художественных произведений и музейных предметов)
90040 Деятельность объектов культурной инфраструктуры
91011 Деятельность библиотек
91020 Деятельность музеев
91042 Деятельность зоологических парков
93210 Деятельность парков культуры и отдыха, аттракционов (кроме деятельности аттракционов)
93290 Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений (в части деятельности танцплощадок, танцевальных залов и дискотек)

Прибыль организаций культуры от видов деятельности, не вошедших в данный перечень, а также сумма внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, не подлежат льготированию.

Пример 1. Доходы кинотеатра: льгота на прибыль от показа фильмов

Кинотеатр (организация частной формы собственности) получает прибыль от показа фильмов, от реализации товаров и прочего имущества, а также доходы от сдачи в аренду отдельных помещений. Можно ли в отношении этой прибыли и доходов применить освобождение от налога на прибыль?

Кинотеатры являются организациями кинематографии и относятся к организациям культуры (подп. 4.4 ст. 51, подп. 2.2 ст. 201 Кодекса о культуре). Деятельность по показу кинофильмов (код 59140) для целей льготирования относится к культурной деятельности (приложение 3 к Указу N 145).

Если организация ведет раздельный учет выручки и затрат по деятельности от показа фильмов и прибыль от этой деятельности направлена на цели, указанные в п. 9 ст. 181 НК, организация вправе не начислять и не уплачивать с нее налог на прибыль. Прибыль от реализации товаров и прочего имущества, сальдо от внереализационных операций по сдаче в аренду помещений облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Пример 2. Налогообложение прибыли киноклуба

Киноклуб получает прибыль от деятельности по показу кинофильмов. Можно ли ее освободить от налога на прибыль?

Деятельность киноклубов по показу кинофильмов (код 59140) хоть и относится к культурной деятельности (абз. 8 ст. 79 Кодекса о культуре), но для целей налогообложения таковой не признается (в приложении 3 к Указу N 145 она указана в качестве исключения). Поэтому прибыль киноклуба подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Для осуществления культурной деятельности могут создаваться (п. 1 ст. 50 Кодекса о культуре):

— организации культуры;

— подразделения юридических лиц, в том числе обособленные.

Библиотеки, музеи, театры, цирки, филармонии, ансамбли, хоры, оркестры, студии и другие коллективы художественного творчества, клубы, дворцы (дома, центры) культуры (искусств), кинотеатры, дома кино, киноцентры, киносалоны, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур, картинные, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорамы, парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады, творческие мастерские, методические центры народного творчества (культурно-просветительской работы) и другие могут быть как организациями культуры, так и подразделениями юридических лиц, в том числе обособленными (п. 2 ст. 50 Кодекса о культуре).

Льгота, установленная п. 9 ст. 181 НК, распространяется только на организации культуры и не может быть применена обособленными подразделениями организаций, не являющихся организациями культуры, даже если эти подразделения осуществляют культурную деятельность по перечню, определенному в Указе N 145.

Пример 3. Налогообложение прибыли от деятельности библиотек при исполкомах

Библиотеки, являющиеся структурными подразделениями отделов культуры исполкомов, получают прибыль от осуществления культурной деятельности (код 91011). Можно ли прольготировать прибыль от библиотечной деятельности?

Исполкомы не относятся к организациям культуры, поэтому прибыль их подразделений (библиотек) не освобождается от налога на прибыль, несмотря на то что основная деятельность таких подразделений относится к культурной деятельности, поименованной в перечне к Указу N 145.

В сфере культуры может иметь место посредническая деятельность. Посреднические услуги оказываются при организации и проведении различных культурно-зрелищных мероприятий на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров. В ОКРБ 005-2011 посредническая деятельность в отдельную группировку не выделяется, а относится к соответствующему подклассу в зависимости от характера осуществляемой деятельности, в частности:

в подкласс 74909 «Иная профессиональная, научная и техническая деятельность» — деятельность персональных агентов и агентств, осуществляемую от имени отдельных лиц (обычно связанную с заключением контрактов (договоров) на участие в кинофильмах, театральных постановках и других развлекательных или спортивных мероприятиях и т.п.).

В целях применения льготы по п. 9 ст. 181 НК посредничество в сфере культуры не относится к культурной деятельности, поэтому прибыль от посреднической деятельности не подлежит освобождению от налога на прибыль.

4. Целевое использование прибыли

Еще одним условием применения освобождения от налога на прибыль является направление организациями культуры прибыли от культурной деятельности на следующие цели:

— на приобретение и ремонт основных средств;

— приобретение имущественных прав на объекты авторского права и объекты смежных прав, необходимых для осуществления культурной деятельности.

Если все предыдущие условия выполнены (т.е. организация обладает статусом организации культуры и получила прибыль от деятельности, которая относится к культурной деятельности согласно перечню к Указу N 145), но прибыль от осуществления культурной деятельности не была направлена на вышеуказанные цели, то применить освобождение от налога на прибыль нельзя. Если в последующих отчетных периодах эта прибыль будет использована по целевому назначению, организация сможет ее прольготировать.

Обратите внимание!
Прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности и освобождаемая от налогообложения в соответствии с п. 9 ст. 181 НК, зависит от характера реализации, поэтому отражается в разделе I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль для белорусских организаций по строке 11 «Прибыль, освобождаемая от налогообложения» (ч. 1 п. 46.9 Инструкции N 2). Показатель данной строки не должен превышать показатель строки 10 «Налоговая база», который отражается в соответствующей графе декларации.

Пример 4. Льгота взята в периоде целевого использования прибыли от культурной деятельности

Основным видом деятельности организации культуры частной формы собственности является проведение дискотек. Согласно ОКРБ 005-2011 деятельность танцплощадок, танцевальных залов и дискотек относится к классу «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений» (код 93290). Для целей применения льготы по п. 9 ст. 181 НК данный вид деятельности относится к культурной деятельности.

По данным раздельного учета прибыль от проведения дискотек за 3 квартала текущего года составила 4000 руб. (условно), в т.ч.:

в I квартале — 1000 руб.;

во II квартале — 1500 руб.;

в III квартале — 1500 руб.

В июле и августе текущего года прибыль от культурной деятельности была направлена на ремонт танцевального зала на общую сумму 2000 руб. Налоговая база нарастающим итогом за 3 квартала (показатель строки 10 раздела I части I декларации за III квартал) составила 4500 руб.

Освобождение от налога на прибыль в I и II кварталах не применяется, поскольку не выполняется условие о целевом использовании прибыли. Льгота может быть отражена только в декларации за III квартал в строке 11 в размере 2000 руб. (в сумме прибыли от проведения дискотек, не превышающей сумму, использованную на ремонт ОС, и не более показателя строки 10).

5. На кого условия льготы не распространяются

Условия льготы по п. 9 ст. 181 НК не распространяются на отдельные организации культуры, которым оказывается господдержка в соответствии с Указом N 457, а именно (подп. 1.1 Указа N 457):

— на государственные театрально-зрелищные организации;

Справочно
Театрально-зрелищными организациями культуры считаются театры, цирки, концертные организации, другие типы организаций культуры, которые обеспечивают создание исполнений произведений сценического искусства и их публичное исполнение (п. 5 ст. 51 Кодекса о культуре).

— государственные парки культуры и отдыха и зоопарки;

— государственные организации кинематографии, осуществляющие распространение и (или) показ фильмов (подп. 2.2, 2.3 ст. 201 Кодекса о культуре);

— государственные организации культуры смешанного типа в части их подразделений, которые осуществляют культурную деятельность посредством обеспечения создания исполнений произведений сценического искусства и их публичного исполнения.

Данный указ предоставляет вышеперечисленным организациям право осуществлять стимулирующие и компенсирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за счет денежных средств, полученных от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Условием осуществления этих выплат является наличие у названных организаций культуры чистой прибыли в сумме не менее 10% от расчетной величины.

Справочно
Под чистой прибылью понимается прибыль, остающаяся после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные, а также государственные внебюджетные фонды.
Под расчетной величиной понимается прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, увеличенная на сумму расходов, производимых за счет денежных средств, полученных от реализации продукции, товаров, работ, услуг, на стимулирующие и компенсирующие выплаты.

Средства в размере чистой прибыли направляются указанными организациями культуры на приобретение основных средств, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), проведение иных аналогичных работ (п. 6 Указа N 457).

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex