Россия в ближайшее время выделит Беларуси кредит в эквиваленте 1,5 млрд долларов на реализацию импортозамещающих проектов. Их планируется реализовать в машиностроении и микроэлектронике. Эксперты считают, что проекты могут иметь успех, если будут нацелены не только на российский рынок. При этом белорусским производителям предстоит выдержать конкуренцию с китайскими компаниями.

В начале октября белорусский премьер-министр Роман Головченко сообщил, что Беларусь предложила России более десятка проектов, которые помогут заместить западную продукцию, оказавшуюся недоступной из-за санкций. Фокус сделан на машиностроение и микроэлектронику. На эти цели Россия готова выделить кредит на сумму примерно 1,5 млрд долларов в эквиваленте.

— 1,2 млрд долларов — это гражданские проекты. И еще 200 млн — военные, — уточнил БЕЛТА Головченко.

Он допустил, что размер кредита по итогу может быть больше.

Вице-премьер РФ Алексей Оверчук сообщил «Интерфаксу», что «об увеличении суммы кредита речи не идет, но это кредит в российских рублях, и из-за сроков использования денег разницы возможны».

— Республике Беларусь будет выделено 105 млрд рублей кредита для того, чтобы развивать импортозамещение в интересах экономики Союзного государства России и Беларуси, — сказал он.

По словам Головченко, Беларусь до конца 2022 года с использованием российских кредитных средств планирует запустить семь проектов на 330 млн долларов «в основном в сфере машиностроения».

В рамках импортозамещения белорусские предприятия будут производить для России широкую линейку товаров — от базовых комплектующих до крупной уже готовой техники, сказал начальник главного управления внешнеэкономических связей Министерства промышленности Егор Чернявский.

— Тут даже стоит говорить не о размере самой суммы, а о важности поддержки в нынешних условиях, когда санкционные ограничения создают довольно большие сложности с привлечением кредитных ресурсов. То есть я бы говорил не столько о величине кредита, сколько о важности и своевременности, о стоимости данных кредитных ресурсов. Все-таки Российская Федерация предлагает их на довольно выгодных условиях. Закладываются очень хорошие процентные ставки, и мы видим, что тот продукт, который мы в итоге будем реализовывать, будет конкурентоспособным, — подчеркнул Чернявский.

По его словам, Беларусь обладает необходимыми компетенциями, но чтобы полностью удовлетворить потребности российского рынка после ухода оттуда западных предприятий, стране необходимо значительно расширять свои производственные площадки или модернизировать их.

Источник — https://pixabay.com/

Например, поясняют в Минпроме, БЕЛАЗу приходится наполнять рынок карьерной техники после ухода из России американской и японской корпораций. Для увеличения объемов производства необходимы дополнительные ресурсы. Они требуются БЕЛАЗу и для организации кольцераскатного производства на базе оршанского завода приборов автоматического контроля, который входит в состав жодинского холдинга. Этот проект Беларусь начала финансировать сама, не дожидаясь кредитных ресурсов РФ. Когда поступят российские средства, их добавят в инвестиционный котел, пояснил Роман Головченко.

Второй проект, который прошел все согласования в России, — производство «Амкодором» лесопромышленной техники.

— Если раньше рынок был довольно насыщенным, то сегодня компания «Амкодор» является единственным производителем на территории Союзного государства, — отметил Егор Чернявский.

Амбициозный проект планирует реализовать холдинг БелОМО, где разрабатывают высокоинтеллектуальные системы ABS и EBS тормозного привода автомобилей и прицепных устройств. Они необходимы для белорусских и российских производителей большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов и сельскохозяйственной техники. К концу года на предприятии планируют приступить к первым испытаниям системы ABS. Система EBS будет готова еще через год.

Большую часть производственных мощностей компании «Руденск» в Пуховичском районе задействуют для выпуска фар и фонарей для российского автопрома.

В сентябре правительства Беларуси и России подписали соглашение в области развития микроэлектроники. Стороны также «договорились при организации разработки соблюдать баланс производственных мощностей и исключать дублирование продуктов, создаваемых за счет госзаказа и программ Союзного государства». Из документа также следует, что Беларусь и Россия будут развивать выпуск микроэлектроники специального и двойного назначения.

В силу специфики производства детальная информация о проектах не распространяется. Известно, что основными потребителями белорусской продукции микроэлектроники на рынке России являются предприятия Роскосмоса, Росатома и Минобороны.

К импортозамещающим проектам также планируют присоединиться машиностроительные гиганты Беларуси — Минский тракторный завод, «Гомсельмаш». И предприятия помельче — Минский завод шестерен и Минский подшипниковый завод.

Министр промышленности и агропромышленного комплекса Евразийской экономической комиссии Артак Камалян считает, что перспективы у кооперации между РФ и Беларусью в производстве комплектующих есть «в каких-то вещах массового потребления».

— Проблема опять же в масштабе. ЕЭК неоднократно рассматривала вопрос, как не импортировать запчасти для импортной сельхозтехники — например, John Deere. Очень много заводов, которые могут их производить, и, более того, года три назад представители самой компании ездили по белорусским предприятиям и подтвердили высокую готовность некоторых. Но вопрос в объемах. Внутреннего рынка недостаточно, чтобы инвестировать в станки, новое оборудование, технологию, — отметил он.

А экспорт из Беларуси в другие страны в нынешних условиях может быть проблематичен.

При этом надо учитывать, что не только Беларусь является для России дружественной страной. А еще, например, и Китай. С производителями из этой страны Беларуси придется конкурировать на российском рынке. Если брать конкретно машиностроение, то сейчас в РФ отмечен вал предложений из Китая.

Китайские грузовики заняли почти четверть российского рынка. В начале года доля грузовых машин из КНР не дотягивала и до 10%.

Доля дорожной китайской техники на российском рынке, по состоянию на осень 2022-го года, составила 36%.  Для сравнения, в прошлом году было 26,8%, в 2020-м — 23,9%.

Такие тенденции характерны и на рынке комплектующих. Совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин сказал, что большая часть импортных компонентов приобретается не в Беларуси, а в Китае.