Белорусские власти предусмотрели на 2022 год два сценария развития экономики: целевой прогноз с ростом на 2,9% и инерционный вариант, который закладывается для расчета проекта бюджета, с ростом на 0,7%. Эксперты проекта BEROC и Международного валютного фонда (МВФ) провели свой анализ по поводу будущего экономики Беларуси и сделали ряд любопытных выводов.

Угасание роста и негативные настроения

Экономист BEROC Дмитрий Крук считает, что белорусская экономика в 2022 году может столкнуться с угрозой рецессии. По его словам, во второй половине года стали заметны признаки снижения темпов роста ВВП. Плюс к этому «внешнеторговое чудо» стало затухать.

— Начиная с 3 квартала 2020 года экспорт у Беларуси рос гораздо быстрее импорта, несмотря на импортоемкость белорусской экономики. Спустя год можно увидеть, что экспорт, который за это время достиг своих исторических пиков, стал сокращаться. Импорт также сократился, но в гораздо меньшей степени. Разрыв между экспортом и импортом, который придавал драйв экономике предыдущие 4 квартала, не исчез полностью, но сузился, — сказал Крук.

В третьем квартале 2021 года также обращает на себя внимание, что создается все меньше и меньше рабочих мест. При этом их количество оказывается даже меньшим, чем в период рецессии 2015–16 годов.

— В третьем квартале мы вступили в фазу замедления роста. Дает о себе знать и негативный фон, под которым имею ввиду санкции, царящую неопределенность и неуверенность в настроениях и ожиданиях домашних хозяйств и фирм. В связи с этим, на мой взгляд, сценарий рецессионный в 2022 году, я не назову его превалирующим по вероятности, но он чуть более вероятен, чем сценарий балансирования роста вблизи нуля и, тем более, дальнейшего поддержания повышенного роста на уровне 2% и выше, — сказал Крук.

Источник — https://ru.freepik.com/

По его словам, если самый худший сценарий реализуется, то возникает ряд вопросов, ответы на которые пока сложно дать.

— Насколько глубокой и продолжительной окажется рецессия? Есть ли инструменты для ее сглаживания? Будет ли сопутствовать рецессии финансовый стресс или кризис? – перечислил вопросы экономист.

Минимальный рост, гибкий обменный курс и дефицит данных

В Международном валютном фонде ожидают, что в Беларуси сохранятся низкие темпы роста экономики. Этот прогноз сделан после консультаций миссии МВФ с белорусскими властями в рамках статьи 4 устава фонда в ноябре–декабре.

— При отсутствии серьезных внутренних сбоев и дальнейшего ужесточения внешнеэкономических условий за восстановительным ростом, отмечавшимся в текущем году после рецессии (в 2019 году), последует умеренный рост реального ВВП примерно на 0,5 % в 2022 году, поскольку экономическая активность по-прежнему сдерживается затяжными эффектами пандемии COVID, ограниченными возможностями для стимулирования экономики за счет мер политики и влиянием внешних санкций, — говорится в опубликованном на сайте МВФ заявлении миссии по итогам консультаций.

Западные санкции ограничивают возможности Минфина Беларуси по рефинансированию государственного долга. При этом власти могут занимать на других рынках. Сейчас идут переговоры с Россией и Евразийским фондом стабилизации и развития по кредиту на 3,5 млрд долларов. Дальнейшее сокращение дефицита бюджета в 2023 году позволит снизить потребность в выпуске новых долговых обязательств, отмечают в фонде. Но главной проблемой в МВФ называют то, что 93% госдолга Беларуси выражено в иностранной валюте, что делает его чувствительным к колебаниям обменного курса. Дополнительный риск для госфинансов создают обязательства госпредприятий и госбанков.

Нацбанку в 2022 году придется решать сложную проблему поддержания доверия к денежно-кредитной политике. С одной стороны, необходимо сдерживать инфляцию и инфляционные ожидания, с другой — поддерживать экономический рост. В МВФ считают, что банковскому регулятору в любом случае необходимо придерживаться политики гибкого обменного курса, чтобы «смягчить внешние шоки, которые поражают экономику, но необходимо избегать беспорядочных корректировок». «Корректировка обменного курса, допущенная в 2020 году, позволила избежать нарастания внешних дисбалансов и сохранить столь необходимые международные валютные резервы», — считают эксперты фонда. При этом они отмечают, что «после распределения МВФ специальных прав заимствования (СДР), которые официальные органы Беларуси планируют сохранять в качестве резервов, золотовалютные резервы в настоящее время остаются неизменными на относительно низком уровне и составляют 8,5 миллиарда долларов (2,3 месяца импорта)».

Представители МВФ считают, что банковский сектор Беларуси «относительно хорошо выдержал воздействие пандемии и санкций, но кредитные риски и риски ликвидности сохраняются». «После оттока депозитов, наблюдавшегося в начале пандемии, Нацбанк ослабил меры регулирования ликвидности, но в связи с недостаточным уровнем резервов банки остаются уязвимыми к возобновлению оттока депозитов, а удовлетворение повышенного спроса на кредиты может быть затруднено», — считают эксперты.

В заявлении также подчеркивается, что западные санкции затрудняют международные платежи белорусских банков. «Хотя отношения прекращены с небольшим числом банков-корреспондентов, некоторые банки отмечают закрытие доступа к зарубежным кредитным линиям, повышение издержек, связанных с соблюдением нормативных требований, и задержки в осуществлении международных платежей, в том числе денежных переводов. По этой причине банки ведут работу по поиску альтернативных решений и банков-корреспондентов, в том числе в Азии», — отмечают эксперты.

Традиционно МВФ отмечает сдерживающее влияние на экономику Беларуси со стороны сектора крупных госпредприятий и необходимость их реформирования. «Считается, что государственные предприятия обеспечивают стабильную занятость, однако значительное число предприятий нерентабельны и зависят от бюджетных субсидий и субсидируемых кредитов. Это ведет к формированию расходов бюджета и фискальных рисков», — считают эксперты МВФ. Они повторяют свою рекомендацию: параллельно с разработкой планов реструктуризации неэффективных предприятий увеличить пособия по безработице, внедрить программы по переобучению уволенных сотрудников. Для жизнеспособных госпредприятий предлагает повысить прозрачность.

Представители Международного валютного фонда отдельно подчеркнули, что оценки в отчете основаны на имеющихся данных, которые могут иметь недостатки.

— Изменения в положениях по бухгалтерскому учету в качестве меры по смягчению воздействия COVID ведут к снижению надежности исходных данных и создают разрывы в динамических рядах данных. Официальные органы прекратили предоставление разложенных на составляющие данных по торговле, что затрудняет проведение полной оценки внешнеэкономического сектора. Наконец, персоналу не удалось в полном объеме обсудить систему среднесрочных макроэкономических показателей для Беларуси, поскольку официальные органы предоставили детальные экономические прогнозы только на период до 2022 года, — делают оговорку эксперты МВФ.