Уже целую неделю медиа обсуждают термин «метавселенная». На первый взгляд кажется – это нечто из области фантастики. Но по факту новое слово употребляется в контексте сервисов, которыми ежедневно пользуются многие люди и бизнесы. Где истоки метавселенной, заменит ли она реальный мир и что могут получить по итогу обычные пользователи?

Как появилась метавселенная?

Термин «метавселенная» придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году в романе «Лавина». Метавселенная по Стивенсону — это следующая стадия развития интернета: общий цифровой мир, объединяющий «физическую», дополненную и виртуальную реальности. Люди могут подключаться к нему в виде аватаров и делать всё, что и в реальном мире: искать информацию, общаться, ходить по магазинам и работать — но при этом уйти от реальности и жить в виртуальной вселенной.

Похожие полностью цифровые миры показаны в трилогии «Матрицы» и романе «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна.

Создавать метавселенную на практике стали технологические корпорации. В их представлении — это сочетание различных IT-решений, включая видеоконференции, игры, криптовалюты, социальные сети.

О планах строительства метавселенной уже объявили Facebook, Microsoft, разработчик видеоигр Roblox, производитель микросхем Nvidia и ряд других. Существуют даже специализированные консалтинговые фирмы, такие как британская Dubit, которые помогают компаниям переходить в метавселенную.

Meta

Первым о создании метавселенной заявил глава Facebook Марк Цукерберг в июле 2021 года. А 28 октября он объявил о смене названия компании Facebook – теперь она будет называться Meta. Цель ребрендинга – укрепить связь корпорации с новым проектом Metaverse, «метавселенной», в которой Цукерберг видит будущее интернета.

Источник — https://ru.freepik.com/

Сейчас метавселенную создают более 10 тысяч сотрудников. Проводниками станут технологии расширенной реальности (XR):  дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной (MR).

Уже 10 млрд долларов выделено на работу Facebook Reality Labs, подразделения Metaverse, которое занимается разработкой оборудования, программного обеспечения и контента для AR и VR. Среди реализованных проектов – шлем виртуальной реальности Oculus Quest и дисплей Portal.

В Metaverse люди смогут общаться с помощью аватаров. Контент будет представлен в виде голограмм. У пользователей появится виртуальный дом Horizon Home, а рабочие места будут оборудованы в сервисе Horizon Workrooms.

В ближайшие несколько лет Meta представит несколько инновационных устройств: очки и гарнитуру дополненной реальности.

Компания также идет в сторону уменьшения стоимости за свои сервисы, пишет РБК. Появятся новые возможности для авторов и предпринимателей. Авторы смогут создавать собственные продукты и масштабировать их в рамках метавселенной. Для бизнесменов появится новая площадка реализации своих товаров и взаимодействия с клиентами. Разработчики получат набор SDK (средства для разработки программного обеспечения), чтобы создавать приложения для метавселенной. Криптотехнологии также будут играть «довольно важную роль» в Metaverse.

Однако далеко не все верят, что смена названия корпорации Марка Цукерберга произошла исключительно, чтобы превратить Facebook в metaverse-компанию — многие усматривают желание отвлечь внимание от череды скандалов. Достаточно вспомнить про недавний глобальный сбой сервисов (включая Instagram и Whatsapp), слив бывшей сотрудницей компании Френсис Хауген десятков тысяч внутренних документов, иск лично к Цукербергу и его жене за травлю и домогательства со стороны управляющего их семейными делами. «Самая противоречивая из технологических компаний хочет, чтобы мир видел ее сквозь розовые очки виртуальной реальности, — пишет The Wall Street Journal. — Но у этой розы, как ее ни назови, слишком много шипов».

По признанию Цукерберга, смена курса развития никак не связана со скандалами. О ребрендинге он начал задумываться с тех пор, как купил Instagram и WhatsApp в 2012 и 2014 годах соответственно.

— Я думаю, что была некоторая путаница в том, что бренд компании был неразрывно связан с названием одного из приложений для социальных сетей, — сказал Цукерберг. — Мы трансформируемся из компании, известной из-за Facebook, в компанию, которую в первую очередь связывают с Metaverse.

Microsoft

Если Марка Цукерберга можно как-то заподозрить в желании отвести внимание от череды неприятностей вокруг Facebook, то вот корпорацию Microsoft, глава которой также недавно заявил о создании метавселенной, в этом не упрекнешь. У компании, ориентированной на разработку офисных приложений и продажи для корпоративных клиентов, технологические перемены видятся более органическими.

Метавселенная Microsoft будет сосредоточена вокруг сервиса для совместной удаленной работы Microsoft Teams. Главный ее элемент — сервис Mesh, позволяющий при помощи виртуальной  и дополненной реальности создавать и посещать в виде 3D-аватаров виртуальные офисы и любые другие пространства. В 2022 году Mesh будет интегрирован в Microsoft Teams. Глава Microsoft Сатья Наделла сообщил, что посещал с помощью сервиса ковидную больницу в Британии, завод Toyota и Международную космическую станцию.

3D-версия виртуальных совещаний должна избавить бывших офисных работников от повсеместно распространившейся «зум-усталости», пояснила в интервью The Verge глава Microsoft Teams Николь Гершковиц. С этой же целью Microsoft разрабатывает для Teams решения вроде Together Mode — режима, позволяющего вместо выстроенных рядами окошек собирать сотрудников на совещания в виртуальных офисах или конференц-залах.

Присоединиться к Mesh можно будет с помощью разных VR-устройств, в том числе очков Oculus, которые выпускает Facebook. У самой Microsoft, впрочем, есть и собственная линейка устройств смешанной реальности Hololens (цена за комплект таких очков с учетом скидок начинается от 3 тысяч долларов). Впрочем, пользователи смогут попадать в виртуальный офис и без специальных приспособлений — тогда им придется довольствоваться 2D-вариантом.

Метавселенная в том виде, в котором ее представляет себе широкая публика, — футуристический цифровой мир, в который люди перенесли всю свою офлайновую жизнь, — еще далека, сказал Наделла. Зато корпоративные клиенты используют ее уже сейчас. Так, Microsoft уже сделала цифровую копию офиса консалтинговой компании Accenture, которую компания использует для введения в дела новых сотрудников, а для пивоваренного гиганта Anheuser Busch — создала копии ее фабрик и логистических цепочек, интегрированные с реальными базами данных, пишет The Bell.

Если ли будущее у этих проектов?

Эксперты полагают, что в том или ином виде метавселенная будет построена и станет одним из главных мест для создания новых бизнесов в ближайшие годы. К тому же операторы мобильной связи по всему миру тратят миллиарды долларов на создание сетей 5G. Поскольку метавселенная не сможет полностью раскрыть потенциал без сверхбыстрого интернета с малым временем задержки. По сути, может произойти технологический прорыв, подобно 1990-м годам, когда интернет превратился из статичного текста и изображений на странице в место, где можно купить книгу, посмотреть фильм или совместно разрабатывать продукты.

Главный пока вопрос — каким образом разные сегменты метавселенной, которые будут развивать Meta, Microsoft, Roblox и другие игроки, будут связываться друг с другом, отмечает Bloomberg.    Кроме того, непонятно, как к этим планам отнесутся правительства и инвесторы.

«Население» Facebook — более 2,6 млрд пользователей (еще свыше 2 млрд в WhatsApp и 1 млрд в Instagram). Это крупнейшее виртуальное государство, которое знает о своих пользователях больше, чем традиционные институции, отметил доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Максим Корнев и напомнил, что, когда Цукерберг предложил проект «фейсбучной» криптовалюты Libra, США, ЕС и другие крупные страны выступили резко против.