Товар был доставлен на склад грузополучателя перевозчиком. При приемке обнаружены повреждения груза. Как в этом случае действовать грузополучателю: требуется ли делать какие-либо отметки в транспортном документе?

Общие положения

Вне зависимости от того, какая автомобильная грузоперевозка производилась — внутриреспубликанская или международная — необходимо в присутствии представителя перевозчика проверить состояние груза, установить и задокументировать факт отсутствия (повреждения) части груза. При порче, повреждении или недостаче грузополучатель должен сделать в ТТН или CMR-накладной соответствующую запись и заверить ее своей подписью и печатью (при ее использовании), а также подписью автомобильного перевозчика <*>. При составлении акта, в котором фиксируются повреждения груза, факт составления такого акта также нужно отразить в ТТН или CMR-накладной <*>.

Справочно
Декрет N 7 предоставил субъектам хозяйствования право c 26.02.2018 не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами) <*>. Старые бланки ТТН и ТН, имеющиеся у организаций до 18.05.2018, являются действительными до их полного использования, при этом штамп (печать) субъектами хозяйствования может не проставляться <*>.

Факт приемки груза удостоверяется записью в ТТН или CMR-накладной. При отсутствии отметок в накладных, говорящих о повреждении груза, будет считаться, что груз и его упаковка на момент приемки находились в надлежащем состоянии. Таким образом, при судебном разбирательстве грузополучателю будет практически невозможно доказать, что к нему на склад прибыл поврежденный груз (или не весь груз).

Именно записи (отметки, оговорки) о повреждении или недостаче груза, сделанные в транспортном документе, к которому относятся ТТН и CMR-накладная <*>, впоследствии могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика <*>.

Отметки о повреждении груза в ТТН

ТТН — транспортный документ при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов <*>.

Когда товар прибывает на склад грузополучателя, должностное лицо последнего ставит отметку о принятии товара к учету. В строке «Принял грузополучатель» накладной (в первом, третьем и четвертом экземплярах) указываются должность, фамилия, инициалы и подпись. Строка «Принял грузополучатель» во втором экземпляре накладной ТТН-1 может не заполняться при принятии товара к перевозке и заполнении соответственно строки «Товар к перевозке принял» <*>.

В ТТН допускается вносить дополнительную информацию, необходимую организациям. Место указания дополнительной информации определяется организациями самостоятельно, при этом такая информация не должна препятствовать прочтению иных записей <*>. Таким образом, отметку о повреждении (недостаче) груза можно сделать в строке «Принял грузополучатель», а данные акта указать в строке «Составленные акты».

Пример формулировок

«Груз поврежден, составлен акт от ______ N___».

«Упаковка повреждена, составлен акт от ______ N___».

«Имеется недостача груза, составлен акт от ______ N___».

Отметки о повреждении груза в CMR-накладной

CMR-накладная — транспортный документ при выполнении международных автомобильных перевозок грузов <*>.

Если законодательством страны получателя не установлено иное, то после доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц CMR-накладной предоставляет получателю, который на всех страницах заполняет графу 24 CMR-накладной.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

Одна страница CMR-накладной остается у получателя груза, а две страницы возвращаются перевозчику <*>.

В графе 24 делается отметка о повреждении (недостаче) груза (формулировка аналогична приведенной выше для ТТН), указываются данные составленного акта (дата, номер).