25 августа 2021 г. вступило в силу постановление N 55, которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов).
1 сентября 2021 г. вступило в силу постановление N 73, которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции.

Ни постановление N 55, ни постановление N 73 не содержат указаний на то, какая ответственность предусмотрена для субъектов хозяйствования и их должностных лиц за невыполнение ограничений, установленных этими нормативно-правовыми актами.
В представленном материале, руководствуясь нормами законодательства, восполним данный пробел.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно преамбуле постановления N 55 оно принято на основании абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона о ценообразовании. Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу N 72, Указу N 143.
В преамбуле постановления N 73 указано, что оно принято на основании подп. 2.1 п. 2 Указа N 72.

Таким образом, рассматриваемые нормативно-правовые акты регламентируют вопросы ценообразования. Несоблюдение ограничений и порядка формирования и применения цен, установленных этими НПА, влечет ответственность за нарушение ценовой дисциплины.

Наиболее широкое распространение за нарушение ценовой дисциплины получило привлечение субъектов хозяйствования и их должностных лиц к административной ответственности.

ПРИОСТАНОВКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА

Вместе с тем наряду с административной ответственностью за нарушение законодательства о ценообразовании субъекты хозяйствования могут быть привлечены и к иной ответственности, в частности к приостановке деятельности торгового объекта. Приостановка деятельности субъекта хозяйствования (торгового объекта, объекта общественного питания, интернет-магазина) за нарушение законодательства о ценообразовании предусмотрена абз. 2 ч. 3 п. 20 Указа N 143, согласно которой данная мера воздействия может быть применена МАРТ.

Аналогичная норма прописана в подп. 9.8 п. 9 Положения о МАРТ, согласно которому МАРТ предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании.

В случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы МАРТ предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания (подп. 9.9 п. 9 Положения о МАРТ).

Приостановка деятельности субъектов хозяйствования осуществляется путем выдачи субъектам хозяйствования предписаний. Хозяйствующий субъект, получивший предписание о приостановлении, после устранения выявленных нарушений вправе обратиться с ходатайством о досрочном возобновлении работы торгового объекта.

Отметим, что несоблюдение любого положения и ограничения, установленных постановлением N 73, и утвержденной им Инструкции, а также установленных Инструкцией N 55, может послужить основанием для приостановки деятельности торгового объекта за нарушение законодательства о ценообразовании.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь, является КоАП, ст. 13.2 которого предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов).

Напомним, что Инструкция N 55 и Инструкция N 73 определяют порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов). Ответственность должностного лица юридического лица, а также индивидуальных предпринимателей за несоблюдение установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) в виде штрафа в размере до 40 БВ предусмотрена ч. 1 ст. 13.2 КоАП.
В частности, по ч. 1 ст. 13.2 КоАП должностные лица юридического лица могут быть привлечены:

— за отсутствие утвержденных норм (нормативов), используемых для расчета затрат (предусмотрено ч. 4 п. 4 Инструкции N 55, ч. 3 п. 3 Инструкции N 73);

— включение импортером в расчет отпускной цены расходов, не предусмотренных ч. 1 п. 5 Инструкции N 55;

— включение в отпускную цену строительных материалов, изделий, конструкций транспортных затрат (несоблюдение порядка, установленного п. 4 Инструкции N 73);
— использование импортером при пересчете контрактной цены в белорусские рубли курса, отличного от курса, установленного Нацбанком на дату формирования цены (несоблюдение нормы, установленной ч. 3 п. 5 Инструкции N 55, ч. 1 п. 8 Инструкции N 73);

— и т.д.

Частью 2 ст. 13.2 КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа:

— в размере до 20 БВ;

— на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Основанием для привлечения к ответственности являются нарушения установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок).

Ни Инструкция N 55, ни Инструкция N 73 не содержат вышеуказанных ограничений.

Вместе с тем п. 1, 2 и 3 постановления N 73 установлены соответственно:

— предельный максимальный норматив рентабельности, используемый производителями для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены;

— предельный максимальный размер надбавки, используемый импортером при установлении отпускных цен;

— предельный максимальный уровень оптовой надбавки к отпускным ценам, используемый организациями оптовой торговли.
В ряде случаев несоблюдение установленных государственными органами ограничений является следствием несоблюдения установленного порядка формирования (установления) цен (тарифов).

Пример 1
Организация ввозит на территорию Республики Беларусь и реализует строительные материалы, используемые при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджета. Экономическое обоснование цены производит в следующем порядке:

N п/п Наименование показателя Значение (расчет)
ставка сумма
1 Контрактная цена, долл. США 10 000
2 Курс Нацбанка на дату формирования цены, руб. 2,5400
3 Контрактная цена (в пересчете), руб. 25 400
4 Расходы по доставке товара, руб. 484
5 Таможенные платежи — всего, руб., в т.ч.: 2638,40
5.1 таможенный сбор за таможенное оформление 50
5.2 таможенная пошлина 10% 2588,4
6 Учетная цена товара, руб. 28 522,4

(25 400 + 484 + 2638,40)

7 Расходы по импорту (процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), руб. (согласно расшифровке) 116,80
8 Расходы на страхование груза, руб. 250,00
9 Транспортные расходы по приобретению товара, руб. 750,00
10 Итого расходы на приобретение товара, руб. 29 639,2

(28 522,4 + 116,80 + 250,00 + 750,00)

11 Надбавка импортера, руб. 10% 2963,92

(29 639,2 x 10 / 100)

12 Отпускная цена импортера, руб. 32 603,12

(29 639,2 + 2963,92)

Использовав такой порядок установления цены, организация-импортер нарушила порядок, предусмотренный п. 2 постановления N 73, согласно которому ограничена предельная надбавка не к затратам импортера, а к контрактной цене. В связи с этим надбавка импортера должна была быть установлена в размере 2540,00 руб. (25 400 x 10%), а не 2963,92 руб. С учетом правильно примененной надбавки цена, сформированная и применяемая импортером, не должна была превысить 32 179 руб. 20 коп.

Данное нарушение повлечет ответственность юридического лица по ч. 2 ст. 13.2 КоАП, а его должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности как по ч. 1 ст. 13.2 КоАП, так и по ч. 2 ст. 13.2 КоАП.

Пример 2
Розничная торговая организация приобрела у производителя по отпускной цене 3,90 руб./кг товар, в отношении которого применяется государственное регулирование цен путем установления предельного максимального уровня торговой надбавки (20%). В отношении данного товара установлена ставка НДС 20%. Сформированная розничная цена составила 5,616 руб./кг, с учетом округления — 5,62 руб./кг.

В данном случае нарушен порядок округления розничных цен, установленный ч. 2 п. 23 Инструкции N 55, согласно которому округление цен на товары, в отношении которых необходимо соблюдать предельные размеры розничных цен, торговых надбавок, иные пределы, должно осуществляться с учетом соблюдения ограничений, установленных законодательством.
С учетом данного требования установленная цена не могла превысить 5,616 руб./кг, а так как розничные цены на товары округляются до минимальной денежной единицы, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь, — 1 бел. коп. (ч. 1 п. 23 Инструкции N 55), то максимальный размер розничной цены должен был составить 5,61 руб.

Фактически применяемая торговая надбавка составила 20,08547%, что выше предельного максимального уровня, установленного органами государственного управления в 20%.
Как и в первом примере, данное нарушение повлечет ответственность юридического лица по ч. 2 ст. 13.2 КоАП, а его должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности как по ч. 1 ст. 13.2 КоАП, так и по ч. 2 ст. 13.2 КоАП.

Частью 3 ст. 13.2 КоАП предусмотрена административная ответственность индивидуального предпринимателя или юридического лица в виде штрафа в размере до 10% стоимости реализованных товаров (работ, услуг) за реализацию товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов).

Обязанность подтверждения уровня применяемых цен экономическими расчетами установлена:

ч. 1, 2 п. 26, п. 28 Инструкции N 55;

ч. 1 п. 7 Инструкции N 73.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex