25 августа 2021 г. вступило в силу постановление N 55, которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов).
1 сентября 2021 г. вступило в силу постановление N 73, которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции.
Ни постановление N 55, ни постановление N 73 не содержат указаний на то, какая ответственность предусмотрена для субъектов хозяйствования и их должностных лиц за невыполнение ограничений, установленных этими нормативно-правовыми актами.
В представленном материале, руководствуясь нормами законодательства, восполним данный пробел.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Согласно преамбуле постановления N 55 оно принято на основании абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона о ценообразовании. Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) определяет порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу N 72, Указу N 143.
В преамбуле постановления N 73 указано, что оно принято на основании подп. 2.1 п. 2 Указа N 72.
Таким образом, рассматриваемые нормативно-правовые акты регламентируют вопросы ценообразования. Несоблюдение ограничений и порядка формирования и применения цен, установленных этими НПА, влечет ответственность за нарушение ценовой дисциплины.
Наиболее широкое распространение за нарушение ценовой дисциплины получило привлечение субъектов хозяйствования и их должностных лиц к административной ответственности.
ПРИОСТАНОВКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
Вместе с тем наряду с административной ответственностью за нарушение законодательства о ценообразовании субъекты хозяйствования могут быть привлечены и к иной ответственности, в частности к приостановке деятельности торгового объекта. Приостановка деятельности субъекта хозяйствования (торгового объекта, объекта общественного питания, интернет-магазина) за нарушение законодательства о ценообразовании предусмотрена абз. 2 ч. 3 п. 20 Указа N 143, согласно которой данная мера воздействия может быть применена МАРТ.
Аналогичная норма прописана в подп. 9.8 п. 9 Положения о МАРТ, согласно которому МАРТ предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании.
В случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы МАРТ предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания (подп. 9.9 п. 9 Положения о МАРТ).
Приостановка деятельности субъектов хозяйствования осуществляется путем выдачи субъектам хозяйствования предписаний. Хозяйствующий субъект, получивший предписание о приостановлении, после устранения выявленных нарушений вправе обратиться с ходатайством о досрочном возобновлении работы торгового объекта.
Отметим, что несоблюдение любого положения и ограничения, установленных постановлением N 73, и утвержденной им Инструкции, а также установленных Инструкцией N 55, может послужить основанием для приостановки деятельности торгового объекта за нарушение законодательства о ценообразовании.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь, является КоАП, ст. 13.2 которого предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов).
Напомним, что Инструкция N 55 и Инструкция N 73 определяют порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов). Ответственность должностного лица юридического лица, а также индивидуальных предпринимателей за несоблюдение установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) в виде штрафа в размере до 40 БВ предусмотрена ч. 1 ст. 13.2 КоАП.
В частности, по ч. 1 ст. 13.2 КоАП должностные лица юридического лица могут быть привлечены:
— за отсутствие утвержденных норм (нормативов), используемых для расчета затрат (предусмотрено ч. 4 п. 4 Инструкции N 55, ч. 3 п. 3 Инструкции N 73);
— включение импортером в расчет отпускной цены расходов, не предусмотренных ч. 1 п. 5 Инструкции N 55;
— включение в отпускную цену строительных материалов, изделий, конструкций транспортных затрат (несоблюдение порядка, установленного п. 4 Инструкции N 73);
— использование импортером при пересчете контрактной цены в белорусские рубли курса, отличного от курса, установленного Нацбанком на дату формирования цены (несоблюдение нормы, установленной ч. 3 п. 5 Инструкции N 55, ч. 1 п. 8 Инструкции N 73);
— и т.д.
Частью 2 ст. 13.2 КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа:
— в размере до 20 БВ;
— на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.
Основанием для привлечения к ответственности являются нарушения установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок).
Ни Инструкция N 55, ни Инструкция N 73 не содержат вышеуказанных ограничений.
Вместе с тем п. 1, 2 и 3 постановления N 73 установлены соответственно:
— предельный максимальный норматив рентабельности, используемый производителями для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены;
— предельный максимальный размер надбавки, используемый импортером при установлении отпускных цен;
— предельный максимальный уровень оптовой надбавки к отпускным ценам, используемый организациями оптовой торговли.
В ряде случаев несоблюдение установленных государственными органами ограничений является следствием несоблюдения установленного порядка формирования (установления) цен (тарифов).
Пример 1
Организация ввозит на территорию Республики Беларусь и реализует строительные материалы, используемые при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджета. Экономическое обоснование цены производит в следующем порядке:
N п/п | Наименование показателя | Значение (расчет) | |
ставка | сумма | ||
1 | Контрактная цена, долл. США | 10 000 | |
2 | Курс Нацбанка на дату формирования цены, руб. | 2,5400 | |
3 | Контрактная цена (в пересчете), руб. | 25 400 | |
4 | Расходы по доставке товара, руб. | 484 | |
5 | Таможенные платежи — всего, руб., в т.ч.: | 2638,40 | |
5.1 | таможенный сбор за таможенное оформление | 50 | |
5.2 | таможенная пошлина | 10% | 2588,4 |
6 | Учетная цена товара, руб. | 28 522,4
(25 400 + 484 + 2638,40) |
|
7 | Расходы по импорту (процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), руб. (согласно расшифровке) | 116,80 | |
8 | Расходы на страхование груза, руб. | 250,00 | |
9 | Транспортные расходы по приобретению товара, руб. | 750,00 | |
10 | Итого расходы на приобретение товара, руб. | 29 639,2
(28 522,4 + 116,80 + 250,00 + 750,00) |
|
11 | Надбавка импортера, руб. | 10% | 2963,92
(29 639,2 x 10 / 100) |
12 | Отпускная цена импортера, руб. | 32 603,12
(29 639,2 + 2963,92) |
Использовав такой порядок установления цены, организация-импортер нарушила порядок, предусмотренный п. 2 постановления N 73, согласно которому ограничена предельная надбавка не к затратам импортера, а к контрактной цене. В связи с этим надбавка импортера должна была быть установлена в размере 2540,00 руб. (25 400 x 10%), а не 2963,92 руб. С учетом правильно примененной надбавки цена, сформированная и применяемая импортером, не должна была превысить 32 179 руб. 20 коп.
Данное нарушение повлечет ответственность юридического лица по ч. 2 ст. 13.2 КоАП, а его должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности как по ч. 1 ст. 13.2 КоАП, так и по ч. 2 ст. 13.2 КоАП.
Пример 2
Розничная торговая организация приобрела у производителя по отпускной цене 3,90 руб./кг товар, в отношении которого применяется государственное регулирование цен путем установления предельного максимального уровня торговой надбавки (20%). В отношении данного товара установлена ставка НДС 20%. Сформированная розничная цена составила 5,616 руб./кг, с учетом округления — 5,62 руб./кг.
В данном случае нарушен порядок округления розничных цен, установленный ч. 2 п. 23 Инструкции N 55, согласно которому округление цен на товары, в отношении которых необходимо соблюдать предельные размеры розничных цен, торговых надбавок, иные пределы, должно осуществляться с учетом соблюдения ограничений, установленных законодательством.
С учетом данного требования установленная цена не могла превысить 5,616 руб./кг, а так как розничные цены на товары округляются до минимальной денежной единицы, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь, — 1 бел. коп. (ч. 1 п. 23 Инструкции N 55), то максимальный размер розничной цены должен был составить 5,61 руб.
Фактически применяемая торговая надбавка составила 20,08547%, что выше предельного максимального уровня, установленного органами государственного управления в 20%.
Как и в первом примере, данное нарушение повлечет ответственность юридического лица по ч. 2 ст. 13.2 КоАП, а его должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности как по ч. 1 ст. 13.2 КоАП, так и по ч. 2 ст. 13.2 КоАП.
Частью 3 ст. 13.2 КоАП предусмотрена административная ответственность индивидуального предпринимателя или юридического лица в виде штрафа в размере до 10% стоимости реализованных товаров (работ, услуг) за реализацию товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов).
Обязанность подтверждения уровня применяемых цен экономическими расчетами установлена:
— ч. 1, 2 п. 26, п. 28 Инструкции N 55;
— ч. 1 п. 7 Инструкции N 73.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex