Марчук Кристина Васильевна,
адвокат

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны:

— являться по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения), управления КГБ по области или иного органа, осуществляющего воинский учет, в военный комиссариат (обособленное подразделение), управление КГБ по области, на медосвидетельствование, медобследование, заседание призывной комиссии, для отправки в воинские части для прохождения военной службы, службы в резерве (получения предписания для убытия к месту военной службы), для получения направления в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства, а также находиться в военном комиссариате (обособленном подразделении), управлении КГБ по области, на призывном (сборном) пункте, пункте сбора (оповещения и сбора) до отправки к месту военной службы, службы в резерве, получения направления в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства;

— получать повестки или направления военного комиссариата (обособленного подразделения), управления КГБ по области или иного органа, осуществляющего воинский учет, под расписку (ч. 1 ст. 39 Закона о воинской службе).

Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве, на военную службу офицеров, на военную службу по мобилизации включает мероприятия, перечисленные в ст. 34 Закона о воинской службе.

1. Уважительные причины неявки на мероприятия по призыву

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения), управления КГБ по области или иного органа, осуществляющего воинский учет, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших явке, прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение), управление КГБ по области, в котором состоят на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки (ч. 3 ст. 39 Закона о воинской службе).

Уважительные причины неявки гражданина закрепляет ч. 2 ст. 10 Закона о воинской службе. Их не так много. Подтвердить уважительность причин неявки следует документально. Закон не допускает подтверждение основания неявки иным образом, например пояснениями свидетелей.

1. Увечье или заболевание.

Заболевание — расстройство здоровья, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, в том числе в результате травм, ранений, увечий, контузий, врожденных дефектов и неотложных состояний (абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о здравоохранении). Увечье можно определить как телесное повреждение, полученное в результате удара, ранения и т.д.

Увечье или заболевание будут расценены как уважительная причина для неявки по повестке, если они значительны, т.е. повлекли утрату трудоспособности, и подтверждены документально учреждением здравоохранения. Речь идет именно об общей (непрофессиональной) трудоспособности, т.е. о способности к неквалифицированному труду и самообслуживанию. Закон не допускает подтверждения основания иным образом (например, пояснениями свидетелей).

Увечье или заболевание должны наличествовать на дату вызова по повестке. Не относятся к уважительным причинам увечья и заболевания, которые лицо причинило себе само либо которые причинило по его инициативе, с его одобрения третье лицо для уклонения от явки по повестке.

2. Тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.

Под тяжелым состоянием здоровья обычно понимают состояние, которое влечет затруднения в самообслуживании, требует постоянного ухода и помощи, неосуществление и неоказание которых потенциально приведет к ухудшению состояния больного вплоть до смерти.

Перечень родственников, тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах которых является уважительной причиной для неявки по повестке, исчерпывающий (закрытый).

Брачно-семейное законодательство возлагает обязанность заботиться, оказывать помощь на родителей в отношении несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей, на совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, на супругов в отношении друг друга, и не возлагает обязанность заботиться о братьях, сестрах, дедушках, бабушках, отчимах, мачехах. Несмотря на это, законодательство о воинской обязанности расширяет перечень лиц, состояние здоровья которых имеет важное правовое значение при оценке причины неявки по повестке. Причем важен лишь факт тяжелого состояния здоровья. Осуществлению ухода за данными лицами лицом, вызываемым по повестке, юридическая значимость не придается. Однако в случае смерти поименованного в норме родственника факта смерти недостаточно, требуется именно участие в похоронах.

В связи с изложенным полагаем целесообразным внести изменения в рассматриваемый пункт в части указания на обязательность осуществления и подтверждения ухода за больным родственником, находящимся в тяжелом состоянии.

Отдельно стоит обратить внимание на упоминание в норме опекуна вызываемого по повестке гражданина. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о воинской службе первоначальный прием на воинский учет граждан мужского пола в год достижения ими 16-летнего возраста осуществляется при проведении приписки к призывным участкам. Призыву подлежат лица не младше 18 лет (ст. 30, 36 Закона о воинской службе). Опека устанавливается над малолетними (т.е. лицами до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными (п. 1 ст. 32 ГК). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (п. 1 ст. 33 ГК).

Автору статьи неизвестны случаи призыва недееспособных лиц. Кроме того, считаем упоминание опекуна и неупоминание попечителя несправедливым и необоснованным. Поэтому полагаем целесообразным внести изменения в рассматриваемое положение.

Поскольку речь идет не о любых гражданах, а о лицах, состоящих с лицом, вызываемым по повестке, в определенных отношениях, в военкомат следует представить документы, подтверждающие эти отношения: свидетельство о рождении, о заключении брака и т.д.

Состояние здоровья указанных в законе лиц либо их смерть, участие в похоронах также следует подтвердить документально. Например, представить эпикриз, справку о необходимости постоянного ухода и т.д. Для участия в похоронах — свидетельство о смерти, договор с ритуальными службами, иное.

3. Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.

Белорусский законодатель под обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором) определил чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 372 ГК). Таким образом, легально закреплены два критерия для отнесения обстоятельства к действию непреодолимой силы. Чрезвычайность как признак форс-мажора представляет собой непредсказуемость, исключительность, особенность явления. Непредотвратимость — неминуемость события, т.е. стороны гражданского правоотношения, действуя добросовестно и разумно, не могут объективно избежать его наступления. При отсутствии хотя бы одного из указанных критериев обстоятельство к форс-мажору не относится.

В законодательстве Республики Беларусь отсутствует закрытый перечень обстоятельств, которые можно отнести к форс-мажору. Как правило, к обстоятельствам непреодолимой силы относятся пожары, землетрясения, наводнения, ураганы и другие стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, аварии, акты терроризма, военные действия, забастовки, массовые беспорядки, противоправные действия третьих лиц.

Обстоятельства непреодолимой силы также нужно подтвердить документально. Доказательством действия обстоятельства непреодолимой силы могут быть документы, исходящие от органов по чрезвычайным ситуациям, правоохранительных органов и т.д. Нередко такие обстоятельства общеизвестны, однако закон требует представить документы, подтверждающие причины неявки.

Законодатель, помимо действия непреодолимой силы, в качестве уважительной причины неявки указывает еще и любые иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина. Это может быть, например, внезапная отмена рейса ввиду неблагоприятных погодных условий, задержание органом, ведущим уголовный процесс, когда основания для задержания не подтвердились.

4. Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения, органа госбезопасности) или судом.

Перечень иных причин законодатель не приводит. На практике уважительной причиной могут признать необходимость ухода за родственником, не поименованным в абз. 3 ч. 2 ст. 10 Закона о воинской службе. Так, была признана уважительной причина неявки в военкомат по повестке гражданина М. Незадолго до даты явки двоюродный брат М. попал в аварию, находился в тяжелом состоянии и не мог самостоятельно себя обслуживать. Иных родственников и близких у него, помимо М., не было.

Уважительную причину следует подтвердить документально. Главный критерий — насколько объективно обстоятельство препятствует явке по повестке. Причина не должна быть искусственно созданной, надуманной, организованной по инициативе вызываемого лица с целью уклониться от явки. Так, гражданин К., получив повестку, взял отпуск без сохранения зарплаты и уехал отдыхать за границу. Неявку в военкомат обосновал тем, что находился за пределами Республики Беларусь. Причину неявки К. признали неуважительной.

В случае непризнания причины уважительной лицо может обратиться с жалобой сначала в областную (Минскую городскую) призывную комиссию, а затем в суд в недельный срок со дня принятия такого решения и объявления гражданину либо в недельный срок со дня получения копии решения, выданной под подпись (ч. 8 ст. 37 Закона о воинской службе).

По отпадении уважительных причин лицо должно в течение 5 рабочих дней лично явиться в военный комиссариат, УКГБ и лично представить оригиналы документов, подтверждающих уважительность причины неявки. Не допускается направлять такие документы по почте, посредством мессенджеров, через представителя либо иное лицо.

2. Последствия неявки: административная ответственность

Согласно ст. 26.1 КоАП неявка без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата) (в том числе неявка гражданина, отказавшегося от получения повестки или направления) или в сроки, установленные законодательством, если неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности образует состав административного правонарушения.

Невыполнение обязанности сообщить об уважительной причине неявки по повестке не может безоговорочно свидетельствовать о правонарушении. Орган, ведущий административный процесс, должен установить отсутствие уважительной причины неявки. Несообщение о причине не означает ее отсутствие, а также безусловную виновность вызванного по повестке лица.

К административной ответственности лица привлекаются лишь в случае, если неявка не препятствовала принятию или реализации решения призывной комиссии или комиссара. В ином случае речь может идти об уголовно наказуемом деянии. В силу ч. 2 ст. 2.2 КоАП данное правонарушение относится к категории проступков. Его совершение влечет штраф в размере до 5 БВ.

Отметим, что лицо, совершившее административный проступок, освобождается от административной ответственности с вынесением предупреждения, если:

1) признало факт правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения (за исключением случаев фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами);

2) в течение года до совершения административного проступка не получало административного взыскания и не освобождалось от административной ответственности в соответствии со ст. 8.3 или ч. 1 ст. 9.3 КоАП за такое же нарушение (ч. 1 ст. 8.3 КоАП).

Об уголовной ответственности за уклонение от призыва в армию читайте в ilex.