Юрий Александрович Никитин,
заместитель начальника отдела прокуратуры
Минской области, кандидат юридических наук,
доцент

На протяжении многих лет среди ученых и практических работников правоохранительных органов велись дискуссии о пределах уголовно-правового регулирования в сфере экономической деятельности.

При этом большинство исследователей указывало на необходимость пересмотра положений гл. 25 УК, обеспечения декриминализации ряда составов преступлений, смягчения уголовной репрессии в отношении бизнеса.

И вот, очевидно, указанные предложения были услышаны законодателем, и Законом N 171-З, который вступает в силу 19.07.2019, в УК внесены соответствующие изменения.

Законом N 171-З конфискация имущества исключена из числа дополнительных наказаний за совершенные преступления.

Обо всех внесенных изменениях подробно изложено ниже.

Так, прежде всего, следует обратить внимание на то, что декриминализированы такие преступления, как:

— нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь <*>;

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности <*>;

— лжепредпринимательство <*>;

— нарушение антимонопольного законодательства <*>;

— дискредитация деловой репутации конкурента <*>.

Основанием к принятию такого решения, очевидно, стал тот факт, что практически все перечисленные статьи не применялись в правоприменительной практике.

Например, в период с 2001 по 2016 год не было зарегистрировано ни одного преступления, предусмотренного ст. 224 и 244 УК. Преступлений, предусмотренных ст. 232 и 249 УК, было выявлено 1 и 2 соответственно <*>.

Примечание к гл. 25 УК Законом N 171-З изложено в новой редакции.

Если сейчас для привлечения виновного лица к уголовной ответственности за совершение экономического преступления требуется, чтобы его действиями был причинен ущерб на сумму, в двести пятьдесят и более раз (крупный размер) или тысячу и более раз (особо крупный размер) превышающую размер базовой величины, то с 19.07.2019 крупный размер — размер на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупный — в две тысячи раз соответственно. То есть минимальный порог размера ущерба для преступлений гл. 25 УК увеличился в 4 раза (если иное не оговорено в примечаниях к конкретным статьям главы), и таким образом законодатель фактически декриминализировал деяния, ранее признаваемые преступлениями.

Кроме того, ч. 2 примечания к гл. 25 УК в редакции, не вступившей в силу, предусмотрено, что наказание в виде лишения свободы не может быть назначено впервые осуждаемому лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

Таким образом, смягчено наказание за абсолютное большинство экономических преступлений.

Ряд диспозиций и санкций статей гл. 25 УК изложены в новых редакциях.

Так, несколько изменились наименование и диспозиция ст. 223 «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями» (ранее было «камнями»).

Кроме того, уголовную ответственность по ч. 1 ст. 223 УК в новой редакции влечет только совершение указанных преступных действий в крупном размере (ранее это был квалифицирующий признак — ч. 2 ст. 223 УК).

Соответственно смягчено наказание за совершение основного состава указанного преступления. Сейчас незаконная сделка с драгоценными металлами и (или) камнями, совершенная в крупном размере, влечет наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок от трех до восьми лет. В новой редакции за такие преступные действия установлено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

В ч. 2 ст. 223 УК в новой редакции установлена повышенная уголовная ответственность за совершение действий, предусмотренных ч. 1, совершенных повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере. В настоящее время два последних квалифицирующих признака предусматриваются в ч. 3 ст. 223 УК.

Смягчено наказание за совершение указанного преступления организованной группой и в особо крупном размере (если сейчас предусматривается наказание только в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет, то в новой редакции — наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок от трех до восьми).

Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг <*> влечет уголовную ответственность, только если это преступление совершено из корыстной заинтересованности и повлекло причинение ущерба в особо крупном размере (сейчас такие действия влекут повышенную ответственность по ч. 2 ст. 226-1 УК, которая будет исключена).

Что касается наказания, то сейчас за совершение данного преступления из корыстной заинтересованности предусматривается наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до четырех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет. В редакции УК, не вступившей в силу, аналогичные действия, повлекшие при этом причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

В примечании к ст. 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» изменен крупный размер преступления: сумма неуплаченных таможенных платежей должна превышать в три тысячи раз размер базовой величины (сейчас две тысячи раз).

Статья 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» в новой редакции именуется как «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии)».

Соответственно уголовно наказуемой будет являться только предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, сопряженная с получением дохода в крупном размере <*>. Сейчас уголовная ответственность предусматривается за предпринимательскую деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной либо осуществляется без регистрации в установленном законодательными актами порядке или без специального разрешения (лицензии).

Кроме того, за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 233 УК, будет снижен верхний предел наказания в виде лишения свободы с трех до двух лет.

Что касается полученного дохода, то его крупный размер <*> и особо крупный размер <*>  будет исчисляться как указано в примечании к гл. 25 УК. Не изменяется только исчисление размера дохода от предпринимательской деятельности, сопряженной с привлечением денежных средств, электронных денег или иного имущества граждан, который, как и ранее, признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины.

Претерпели изменения наименование и диспозиция ст. 237 УК «Выманивание кредита или субсидии».

Статья будет именоваться как «Незаконное получение кредита или субсидии». Уголовно наказуемым является получение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредита или субсидии, совершенное с использованием заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии, а равно несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение (дополнено) кредитования или субсидирования, повлекшие причинение ущерба в крупном размере (теперь уголовная ответственность наступает за сам факт представления заведомо ложных документов и сведений).

Таким образом, до вступления в силу изменений в статью основной состав указанного преступления является формальным, то есть на квалификацию действий как оконченного преступления не влияли такие обстоятельства, как фактическое получение или неполучение кредита или субсидии и причинение ущерба. С 19.07.2019 условием наступления уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 237 УК, выступает факт получения кредита или субсидии, повлекший причинение ущерба в крупном размере.

Также из диспозиции ч. 2 ст. 237 УК исключен такой квалифицирующий признак, как совершение преступления «с целью получения государственного целевого кредита».

Диспозиция ст. 243 УК «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» не претерпела существенных изменений.

Единственное, что теперь «уклонение от представления налоговой декларации (расчета)» — отдельное альтернативное преступное деяние, влекущее ответственность по данной статье, а в новой редакции оно отнесено к «сокрытию, умышленному занижению налоговой базы» (ответственность влечет уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, в том числе посредством уклонения от представления налоговой декларации (расчета)).

Что касается санкции статьи, то к наказанию в виде лишения свободы в санкции ч. 1 ст. 243 УК добавлено наказание в виде штрафа («лишение свободы со штрафом»); к наказанию в виде ограничения свободы в санкции ч. 2 ст. 243 УК — штраф, а также в качестве дополнительного наказания — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Кроме того, увеличены размеры крупного и особо крупного размера ущерба (с тысячи до двух тысяч и с двух тысяч до трех тысяч базовых величин соответственно).

Несколько изменен предмет преступления, предусмотренного ст. 252 УК «Коммерческий подкуп», а также расширен перечень субъектов этого преступления.

Так, уголовно наказуемым будет являться получение работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, либо лицом, выполняющим работы или оказывающим услуги индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу по гражданско-правовому договору (дополнено), материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера (сейчас: денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера) за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой или оказываемой услугой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентов, либо предоставление такого вознаграждения.

Помимо этого, в примечании к ст. 252 УК в редакции, вступающей в силу 19.07.2019, предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности при наличии определенных условий: лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Разглашение коммерческой тайны <*> лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлечет уголовную ответственность, только если это преступление совершено из корыстной заинтересованности (сейчас: разглашение коммерческой тайны из корыстной или иной личной заинтересованности влекло повышенную ответственность по ч. 2 ст. 255 УК, которая в новой редакции исключена).

Что касается наказания, то сейчас за совершение данного преступления из корыстной заинтересованности предусматривается наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до четырех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет. В новой редакции аналогичные действия, повлекшие при этом причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Законом N 171-З также внесены изменения, касающиеся конфискации имущества.

В настоящее время конфискация имущества является дополнительным наказанием за совершение преступления, в новой редакции УК она исключена как из ч. 2 ст. 48 «Виды наказаний», так и из санкций статей Особенной части УК (в большинстве случаев она заменена штрафом).

Кроме того, ст. 46 УК дополнена ч. 2 следующего содержания: «При совершении преступления наряду с уголовной ответственностью, а также при освобождении лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, применяется специальная конфискация«.

При этом в новой редакции УК введена ст. 46-1 «Специальная конфискация», содержащая нормы, перешедшие из ст. 61 УК, которая будет исключена. Изменения коснулись только субъекта специальной конфискации: если ранее им выступал осужденный, то теперь — лицо, совершившее преступление, а также освобожденное от уголовной ответственности.

В связи с корректировкой норм УК внесены изменения в УИК, которые вступят в силу 18.07.2019: будут исключены ст. 166, 167, 169 и 171, касающиеся порядка исполнения наказания в виде конфискации имущества.

При этом новая редакция УИК дополнена гл. 23-1 «Порядок исполнения специальной конфискации», в которой содержатся ст. 181-1 и 181-2, содержащие нормы, которые сейчас предусмотрены в ст. 166 и 169 УИК.

Нормы ст. 167 «Имущество, подлежащее конфискации» и ст. 171 «Конфискация имущества, выявленного после исполнения приговора» обоснованно не нашли своего отражения в гл. 23-1 УИК, поскольку конфискация имущества как дополнительное наказание исключена из УК.

Соответственно исключена содержащаяся в ч. 1 ст. 169 УИК обязанность организаций и граждан, которым известно о наличии у них имущества осужденного, подлежащего конфискации, сообщить об этом в суд.

Все внесенные изменения свидетельствуют как о либерализации уголовного наказания в целом, поскольку исключено такое дополнительное наказание в виде конфискации имущества осужденных, так и о смягчении уголовной репрессии в отношении преступлений в сфере экономической деятельности, так как многие преступления этой категории полностью или частично декриминализированы, а за отдельные — снижено наказание.

Читайте также:

Послабления в ответственности за экономические преступления