Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности выпускают в обращение продукцию,
а также осуществляют процессы, связанные с ее жизненным циклом и соответствующие требованиям
безопасности <*>. Для продукции, представляющей потенциальную опасность жизни и здоровью населения, предусматривается санитарно-эпидемиологический надзор (контроль). Он выполняется прежде всего в соответствии с актами ЕАЭС.

Вопрос Ответ Регулирующие НПА
Какие органы и как осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на границе Республики Беларусь при ввозе подконтрольных товаров? Через какие пункты пропуска можно ввозить такую продукцию? Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через границу Республики Беларусь осуществляют ее таможенные органы. Он включает проверку:

1) наличия документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров и предусмотренных в разделе II Перечня, а также соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям подконтрольных товаров, в отношении которых технические регламенты Таможенного союза вводят оценку соответствия в форме государственной регистрации;

2) соответствия указанных документов транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам;

3) наличия в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах сведений об отнесении ввозимых подконтрольных товаров к товарам, включенным в раздел III Перечня, если данные товары входят в этот раздел, без документов, подтверждающих безопасность товаров и соответствие их санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

По результатам санитарно-карантинного контроля должностные лица таможенных органов принимают решение:

— о разрешении или запрещении ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

направлении товаров должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор в санитарно-карантинных пунктах, расположенных в пунктах пропуска через границу Республики Беларусь.

Внимание!
Ввоз данной категории товаров возможен только через пункты пропуска, где осуществляется санитарно-карантинный контроль.

Подп. 1.1 п. 1 Указа от 28.11.2013 N 524, п. 9 Инструкции, утв. постановлением Минздрава, ГТК, Госпогранкомитета от 30.12.2013 N 135/34/16, Указ от 10.05.2006 N 313

Нарушение и ответственность

За ввоз товаров в нарушение требований законодательства, регулирующего порядок санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), предусматривается уголовная или административная ответственность.

В частности, незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу ЕАЭС товаров, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок <*>.

Внимание!
Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС понимается их перемещение:
— вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов;
— с сокрытием от таможенного контроля;
— с заведомо недостоверным декларированием или недекларированием;
— с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения;
— с использованием поддельных или относящихся к другим товарам средств идентификации.

Таким образом, если в декларации на товары указываются достоверные сведения, состав уголовного преступления будет отсутствовать, даже если у лица при импорте не будет свидетельства о госрегистрации.

За нарушение требований законодательства, регулирующего порядок санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), предусматривается административная ответственность <*>. К таким нарушениям, в частности, относится:

— представление таможенному органу при таможенном декларировании недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС);

— представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов;

— использование поддельного средства идентификации или подлинного средства, но относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если такие действия стали или могли стать основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.

Внимание!
Под недействительными следует понимать поддельные документы, документы, полученные незаконным путем или относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Санкция предусматривает штраф в размере от 5 до 50 базовых величин, а для ИП или юридических лиц — до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.

Очевидно, что административная ответственность не наступает, если у декларанта нет свидетельства о госрегистрации и он декларирует товары с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

И уголовная, и административная ответственность наступает только в случае умысла, направленного на сокрытие товаров от таможенного контроля, при условии что импортер предпринимает для этого целенаправленные действия.

На заметку
Лицо, совершившее указанное административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если добровольно письменно сообщит таможенному органу о нарушении и представит таможенную декларацию и документы, на основании которых она заполнялась, либо документ о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию и приложит к нему необходимые документы. При этом на дату, предшествующую дате поступления обращения и регистрации представленных документов таможенный орган не должен:

— обнаружить административное правонарушение;
— уведомить декларанта, таможенного представителя, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или его представителя о проведении таможенного контроля, если такое уведомление обязательно;
— начать таможенный контроль без уведомления, если оно не требуется.

Вправе ли Республика Беларусь вводить временные санитарные меры, которые ограничивают импорт товаров в страну? Да, вправе. Государства — члены ЕАЭС имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, в случае если:

1) на территории государства-члена ухудшилась санитарно-эпидемиологическая ситуация;

2) от международных организаций, государств-членов или третьих стран поступила информация о применяемых санитарных мерах и (или) ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации;

3) научное обоснование применения санитарных мер недостаточное или его невозможно представить в необходимые сроки;

4) выявлена подконтрольная государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукция (товары), не соответствующая единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕАЭС.

Пример временных санитарных мер — постановление главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 08.01.2018 N 1
«О запрете ввоза без проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы каждой партии продуктов растительных, углеводно-жировых и белково-жировых («сыроподобных») зарубежного производства».

П. 6 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер <*>
Обязательно ли представлять оригинал свидетельства о госрегистрации или его копию при ввозе в Республику Беларусь товаров, указанных в Перечне или Перечне Беларуси? Нет, не обязательно. Ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Перечня, на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в аккредитованных (аттестованных) лабораториях. Подтвердить наличие такого документа могут:

— сведения электронной базы данных Реестра свидетельств о госрегистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза на сайте ЕАЭС;

— указание в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации, номера и даты выдачи свидетельства о госрегистрации (при наличии таких сведений в вышеназванном реестре или национальных реестрах государств-членов);

— наличие на товарах и (или) их потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о госрегистрации (при наличии таких сведений в вышеупомянутом реестре или национальных реестрах государств-членов)

П. 17 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299
Необходимо ли указывать сведения о свидетельстве о госрегистрации в декларации на товары при помещении товаров, включенных в Перечень или Перечень Беларуси, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

Необходимо ли представлять это свидетельство вместе с декларацией на товары при их декларировании в электронном виде?

Одно из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления — соблюдение запретов и ограничений. Сведения об их соблюдении необходимо указывать в декларации на товары. Подтверждает безопасность продукции (товаров) свидетельство о госрегистрации, информация о нем указывается в графе 44 «Дополнительная информация / Представленные документы».

Вместе с декларацией на товары не требуется представлять таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации. Но в этом случае таможенный орган вправе запросить у декларанта документы, сведения о которых указываются в таможенной декларации. И если декларант их не представит, таможенный орган откажет в выпуске товаров

Ст. 7, 106, п. 7 ст. 109, ст. 125, 135, п. 1 ст. 325 ТмК ЕАЭС
Организация намерена до подачи декларации на товары, подлежащие санитарному контролю, осуществить их выпуск в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Обязана ли организация указать при этом сведения о свидетельстве о госрегистрации? Да, обязана. При заявлении товаров к выпуску до подачи на них декларации лицо, которое будет выступать декларантом, подает таможенному органу соответствующее заявление в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

Вместе с заявлением, подаваемым на бумажном носителе, необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение условий выпуска.

Выпуск товаров до подачи на них декларации таможенный орган производит, если декларант выполнил условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру. Исключение составляет уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

К условиям помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления относится в том числе соблюдение запретов и ограничений. Сведения о документах, подтверждающих их соблюдение (в том числе о свидетельстве о госрегистрации), указываются в графе 19 «Сведения о документах» заявления о выпуске товаров до подачи декларации на них

П. 3, 4, 7, 13 ст. 120, п. 1 ст. 135 ТмК ЕАЭС;

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 N 171 «О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары»

Нужно ли получить свидетельство о госрегистрации на товары, ввозимые в Республику Беларусь, включенные в Перечень и предназначенные для использования в качестве выставочных и рекламных образцов, не предназначенных для реализации? Товары, имеющие характер выставочных и рекламных образцов, не предназначенных для реализации и использования на таможенной территории ЕАЭС, входят в раздел III «Перечень продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации» Перечня. Поэтому получать свидетельство о госрегистрации на данную категорию товаров не требуется.

Основанием для отнесения подконтрольных товаров к разделу III Перечня при их ввозе и обращении на таможенной территории ЕАЭС служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, в информационном письме изготовителя (производителя) продукции