Плательщики экологического налога

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.

Экологический налог не уплачивают:

— бюджетные организации;

— организации — плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции;

— плательщики, применяющие УСН.

Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства (п. 3 ст. 246, подп. 1.3.1 ст. 326, подп. 5.4 ст. 347 НК).

Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации (абз. 2 п. 3 Указа N 9).

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются (ст. 247 НК, п. 2 Указа N 9):

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях;

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются юридическим лицам и ИП при планировании и (или) осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании (далее — объект воздействия на атмосферный воздух, имеющий стационарные источники выбросов):

а) при вводе в эксплуатацию завершенного возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтно-реставрационными работами, ремонтом объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, независимо от величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

б) при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

— суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют более 3 тонн в год;

— валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 килограмм в год (ч. 1 п. 2 Положения N 664).

Обратите внимание!
До 27.03.2022 разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух требовались только при эксплуатации стационарных источников выбросов, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ:
— суммарные выбросы от всех источников составляли более 3 тонн в год;
— или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляли более 10 килограмм в год (п. 4 Положения N 664 в редакции, действовавшей до 27.03.2022).

Не требуется получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух вышеуказанным юридическим лицам и ИП, в случае, если объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, не относятся к категории объектов воздействия на атмосферный воздух, указанных в перечне загрязняющих веществ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, установленном Минприроды (ч. 2 п. 2 Положения N 664).

Остальные юридические лица и ИП предоставляют в территориальные органы Минприроды информацию о количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформленную актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, и информируют об отсутствии необходимости получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в течение двух месяцев после утверждения акта инвентаризации выбросов (ч. 3 п. 2 Положения N 664).

2) сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание!
Не признаются объектами налогообложения экологическим налогом: сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов (подп. 2.2, 2.3 ст. 247 НК).

3) хранение отходов производства;

Обратите внимание!

Не признаются объектами обложения экологическим налогом:

— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более 1/4 годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (подп. 2.4 ст. 247 НК);

— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп. 2.5 ст. 247 НК);

— хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 2.6 ст. 247 НК);

— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы (подп. 2.7 ст. 247 НК).

4) захоронение отходов производства;

Обратите внимание!
Не признаются объектами обложения экологическим налогом:
— захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год в целом по плательщику подп. 2.8 ст. 247 НК);
— захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 2.6 ст. 247 НК).

5) транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — транспортировка нефти и (или) НП).

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется исходя из фактических объемов (ст. 247, 248, п. 2 ст. 251 НК):

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам (группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельные вещества;

2) сбросов сточных вод, который осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

3) отходов производства, направленных на хранение в налоговом периоде. Если фактический объем накопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, с превышения уплачивается налог;

4) отходов производства, направленных на захоронение в налоговом периоде. При общем объеме захоронения более 50 тонн в год в целом по плательщику налог исчисляется с фактического объема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения.

Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах (абз. 3 п. 3 Указа N 9).

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (ст. 71 Закона N 1982-XII).

Субъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подстрочное примечание <1> к п. 2 Общих требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утв. Декретом N 7).

Обратите внимание!
Нарушение порядка экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП (гл. 16 КоАП).

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на 2022 год установлены (ст. 249 НК, абз. 4 п. 3 Указа N 9):

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в приложении 7 к НК;

— за сброс сточных вод в приложении 8 к НК;

— за захоронение, хранение отходов производства в приложении 9 к НК;

— в размере 0,35 руб. за перемещение 1 тонны нефти на 100 километров и 0 руб. за перемещение 1 тонны нефтепродуктов на 100 километров (абз. 4 п. 3 Указа N 9).

Налоговые льготы

Исчисленная сумма экологического налога может быть уменьшена плательщиками на сумму освоенных капвложений в строительство, реконструкцию определенных природоохранных объектов (за исключением капвложений из бюджета). Налог уменьшается ежеквартально в пределах исчисленной суммы за квартал (п. 5 ст. 251 НК).

Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты (п. 2 ст. 249 НК).

Налоговый период

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (ст. 250 НК, абз. 6 п. 3 Указа N 9).

Порядок исчисления размера экологического налога

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле (ст. 251 НК):

Н= НБ x С x Кф,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога;

Кф — понижающий коэффициент (при наличии оснований).

Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика (п. 2, 3 ст. 252 НК):

1) ежеквартально, исходя из фактических объемов выбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;

2) раз в год, исходя из годовых объемов выбросов, сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнением фактических объемов по истечении отчетного года.

Экологический налог за захоронение отходов производства налог исчисляется владельцами объектов захоронения отходов исходя из фактических объемов захоронения, который потом предъявляется собственникам отходов дополнительно к тарифам за захоронение (п. 4 ст. 251 НК).

Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле (абз. 5 п. 3 Указа N 9):

Н = НБ x С / 100,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога.

Сроки подачи декларации по экологическому налогу

Налоговая декларация по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства представляется:

1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов (п. 1 ст. 252 НК):

— ежеквартально — тип декларации «квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях (п. 3 ст. 252 НК):

— единовременно — тип декларации «годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годовая по фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом. Расчет представляется на основании фактических годовых объемов.

Владельцами объектов захоронения отходов налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ч. 1, 2 п. 1 ст. 252 НК).

За транспортировку нефти и (или) НП налоговая декларация представляется (абз. 6, 7 п. 3 Указа N 9):

— за I — III кварталы — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

— за IV квартал — не позднее 20 марта года, следующего за истекшим кварталом.

Обратите внимание!
За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф на должностное лицо организации, ИП (ст. 25 НК, ст. 14.2 КоАП).

Сроки уплаты экологического налога

Экологический налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства:

1) исходя из фактических объемов (ч. 1 п. 2 ст. 252 НК):

ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика (п. 3 ст. 252 НК):

один раз в год в размере исчисленной суммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

ежеквартально — не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим отчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплата либо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют налог владельцу объекта захоронения отдельной платежкой одномоментно с оплатой услуг по захоронению или не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, в котором услуги оказаны. Владелец объектов захоронения перечисляет в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов. При неперечислении налога в срок собственники уплачивают налог в 3-кратном размере (ч. 2 — 4 п. 2 ст. 252 НК).

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом (абз. 8 п. 3 Указа N 9).

Обратите внимание!
За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, включая день уплаты налога (ст. 25, п. 8 ст. 42, ст. 55 НК, ст. 14.4 КоАП).

Учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а ИП в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога (п. 1 ст. 253 НК).

Не включаются:

— организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а ИП в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц, суммы экологического налога за захоронение отходов производства, исчисленные в двойном размере в связи с неперечислением собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов в срок, установленный ч. 3 п. 2 ст. 252 НК (п. 2 ст. 253 НК);

— в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, суммы экологического налога за транзит нефти и (или) НП (абз. 9 п. 3 Указа N 9).

В бухучете организаций экологический налог отражается проводками (п. 23, 26, 27, 28, 35, ч. 1 п. 47, ч. 1 и 8 п. 53, ч. 1 п. 59, ч. 1 и 9 п. 71 Инструкции N 50):

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начисление налога для уплаты в бюджет;

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60 (76) — отражение суммы предъявленного к возмещению налога.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex