Памятка предназначена для членов комиссий организаций, которые проводят закупки в соответствии с постановлением N 229. Это закупки для республиканских унитарных предприятий, госорганов, гособъединений, иных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, хозобществ, в чьих уставных фондах более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (далее – организации, имущество которых находится в республиканской собственности). В перечень вышеуказанных организаций не входят операторы сотовой подвижной электросвязи <*>.

Схожий порядок предусмотрен решениями местных Советов депутатов, принятыми на основании рекомендаций в постановлении N 229 <*>. Они регулируют вопросы проведения закупок для организаций, находящихся в коммунальной собственности либо имеющих более 25% акций (долей) в собственности административно-территориальных единиц или организаций в коммунальной собственности (далее – организации, имущество которых находится в коммунальной собственности).

Обязанности и ответственность членов комиссии

Какие документы необходимо изучить члену комиссии по закупкам за счет собственных средств?

Члену комиссии следует изучить:

постановление N 229, если комиссия, в которую он входит, организует закупки для организации, имущество которой находится в республиканской собственности;

решение соответствующего местного Совета депутатов, если комиссия, в которую он входит, организует закупки для организации, имущество которой находится в коммунальной собственности;

порядок закупок за счет собственных средств, утвержденный в закупающей организации;

ЛНПА, определяющий порядок работы комиссии, если он действует в организации;

антимонопольные требования к закупкам <*>;

перечень правонарушений, создающих условия для коррупции <*>;

перечень коррупционных правонарушений <*>;

письма уполномоченного органа (в настоящий момент это МАРТ) по вопросам закупок за счет собственных средств <*>;

документацию о закупке, в частности раздел, определяющий порядок и методику оценки предложений участников и выбора участника победителя.

Что должен делать член комиссии по закупкам за счет собственных средств?

Установленного законодательством перечня обязанностей для членов комиссии по закупкам за счет собственных средств не предусмотрено. Исходя из практики основными обязанностями членов комиссии являются:

— ознакомление с документацией о закупке;

— открытие предложений участников (вскрытие конвертов);

— ознакомление с содержанием всех предложений участников;

— оценка предложений участников;

— участие в голосовании по поводу выбора участника-победителя, отклонения предложений, не соответствующих требованиям документации о закупке;

— участие в заседаниях комиссии по закупкам.

Могут быть предусмотрены и иные функции, например согласование документации о закупке.

Каков срок полномочий членов комиссии по закупкам за счет собственных средств?

В законодательстве отсутствует ограничение срока полномочий члена комиссии по закупкам за счет собственных средств. Это может быть предусмотрено вышестоящей организацией или ЛНПА закупающей организации. Например, не более трех лет подряд.

Может ли член комиссии иметь особое мнение по закупкам за счет собственных средств?

В постановлении N 229 и решениях местных советов не регулируется этот вопрос. В актах министерств или иных вышестоящих организаций нередко закрепляется, что особое мнение члена комиссии при его наличии отражается в протоколе заседания комиссии или прилагается в виде отдельного документа к протоколу заседания комиссии.

Какую ответственность несут члены комиссии по закупкам за счет собственных средств?

При неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей член комиссии может понести дисциплинарную, административную, а при совершении деяний, квалифицируемых как преступление, — уголовную ответственность.

К дисциплинарной ответственности за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей организация, проводящая закупки, может привлечь члена комиссии, если он работает по трудовому договору (контракту) с такой организацией <*>.

Возможно также привлечение члена комиссии к административной ответственности. Так, за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств предусмотрены предупреждение или штраф в размере до 50 БВ <*>. При несоблюдении антимонопольных требований к закупкам МАРТ вправе вынести предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений таких требований <*>. За уклонение от исполнения, ненадлежащее или несвоевременное исполнение предписаний, а также непредставление в МАРТ необходимой информации предусмотрен штраф от 20 до 100 БВ <*>.

Уголовная ответственность может наступить:

— по ст. 251 (срыв публичных торгов) УК;

— ст. 424 (злоупотребление властью и служебными полномочиями) УК;

— ст. 425 (бездействие должностного лица) УК;

— ст. 426 (превышение власти или служебных полномочий) УК;

— ст. 427 (служебный подлог) УК;

— ст. 428 (служебная халатность) УК;

— ст. 430 (получение взятки) УК;

— ст. 433 (принятие незаконного вознаграждения) УК.

Принятие основных решений комиссией

Когда конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся?

В соответствии с постановлением N 229 конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, если <*>:

— поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки;

— в результате отклонения предложений их осталось менее двух;

— отклонены все предложения, в том числе как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия;

— победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;

— до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке.

Когда процедура закупки может быть отменена?

Решение об отмене процедуры закупки — это функция организации, проводящей закупку. Вместе с тем комиссия вправе рекомендовать такой организации отменить процедуру закупки в ряде случаев, например, в связи с необходимостью внесения изменений в требования к квалификационным данным в связи с их противоречивостью.

Постановление N 229 не содержит закрытого перечня оснований для отмены процедуры закупки, однако предусматривает различные последствия для закупающей организации при отмене в зависимости от выбранного основания для такого действия.

Так, закупающая организация не несет ответственности перед участниками в случаях отмены процедуры закупки <*>:

— в связи с отсутствием финансирования;

— утратой необходимости приобретения товаров (работ, услуг);

— изменением предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.

При отмене процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством.

Аналогичные нормы, как правило, закреплены в решениях местных Советов депутатов.

Когда применяется префпоправка к цене предложений участника?

Ни постановлением N 229, ни решениями местных Советов депутатов непосредственно не установлена обязанность применять префпоправку к ценам предложений каких-либо участников. Однако данные акты законодательства указывают, что это может быть предусмотрено госорганами (организациями), гособъединениями для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций <*>.

Так, может быть установлена необходимость применения префпоправки в размере 15% к цене предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами. Также может быть установлена необходимость предоставления преимуществ участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов. Содержание преимуществ в этом случае не конкретизируется. Полагаем, что это также может быть реализовано посредством предоставления префпоправки.