На сайте pravo.by опубликован Закон от 30.12.2022 N 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 230-З). Рассмотрим основные изменения в земельном налоге с 01.01.2023.

1. Существенные корректировки в земельном налоге

1.1. Исчисление земельного налога и подача декларации

Начиная с налогового периода 2023 г. земельный налог исчисляют не организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК, п. 133 ст. 2 Закона N 230-З).

Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период (далее — предварительно заполненная декларация), которые имеются в налоговых органах.

Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) и направляют ее обратно в налоговый орган.

Движение годовой предварительно заполненной декларации:

Предварительно заполненную декларацию налоговые инспекции не направляют:

— организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;

— организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

— организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения;

— организациям, указанным в ч. 1 п. 12 ст. 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;

— крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые по п. 1 ст. 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин).

Таким образом, организации самостоятельно не исчисляют земельный налог за 2023 г. и не представляют декларацию по сроку не позднее 20.02.2023. Налог за указанный год рассчитает инспекция МНС и не позднее 30.01.2024 вышлет в адрес организации предварительно заполненную декларацию за 2023 г. Не позднее 20.02.2024 организация должна вернуть подписанную декларацию налоговой.

Движение предварительно заполненной декларации за 2023 г.:

Если после 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, инспекция МНС получит новые или отличные от уже имевшихся сведения о земельных участках за истекший налоговый период, она направит организациям на портал МНС предварительно заполненную декларацию (уточненную предварительно заполненную декларацию), сформированную с учетом новых сведений. Срок направления — не позднее 10 рабочих дней со дня поступления новых сведений.

В свою очередь, организации не позднее 10 рабочих дней со дня получения такой предварительно заполненной декларации при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают ЭЦП и направляют ее обратно в налоговый орган.

Движение уточненной предварительно заполненной декларации:

Обратите внимание!
Независимо от получения от налогового органа предварительно заполненной декларации организации самостоятельно представляют декларацию по земельному налогу:
— при их ликвидации, реорганизации — в порядке, установленном ст. 44 и 45 НК;
— необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларации, представленные за истекший налоговый период, — в порядке, установленном ст. 40 НК.

Предусмотрено обязательное представление организациями в инспекцию МНС уведомлений о земельных участках, с учетом которых налоговый орган будет исчислять земельный налог. Срок их подачи — не позднее 1 декабря текущего налогового периода. В том числе это:

— уведомление о передаче бюджетными организациями в аренду (иное пользование) капстроений (их частей), расположенных на земельных участках;

уведомление о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;

— иные установленные сведения.

Кроме того, в указанный выше срок организации вправе представить уведомления:

— о земельных участках, по которым применяются льготы по земельному налогу;

— земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки налога по решениям местных Советов депутатов;

— земельных участках, по которым организации вправе применить понижающие коэффициенты к годовой ставке земельного налога;

— фактическом использовании земельных участков с нарушением законодательства (предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых землях, земельных участках, находящихся в госсобственности, которые получены в аренду и своевременно не возвращены).

1.2. Уплата земельного налога

Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК, п. 133 ст. 2 Закона N 230-З).

Обратите внимание!
Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачивают:
— бюджетные организации;
— плательщики единого налога для сельхозпроизводителей.

Организации определяют авансовые платежи в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период.

Иной порядок определения аванса предусмотрен для уполномоченных лиц, указанных в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК (далее — уполномоченные лица), по обязательствам организаций из ч. 1 п. 12 ст. 243 НК при отсутствии у них органов управления. Они определяют авансовые платежи исходя из размера сумм земельного налога, фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах.

Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.

Обратите внимание!
На 2023 г. принята переходная норма по уплате авансовых платежей. В 2023 г. независимо от указанных выше порядка определения авансов и сроков их уплаты организации уплачивают авансовые платежи не 3 раза, а 4 раза в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период. Сроки уплаты авансов — не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023. По сроку не позднее 22.02.2024 нужно будет заплатить разницу между годовой суммой земельного налога по декларации за 2023 г. и авансовыми платежами.
Такой порядок уплаты авансов не распространяется на бюджетные организации, плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей и уполномоченных лиц, указанных в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК (подп. 5.3 ст. 5 Закона N 230-З).

Сроки уплаты организациями (кроме бюджетных, плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей, уполномоченных лиц, указанных в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК) авансовых платежей по земельному налогу за 2023 г.:

Земельный налог по итогам истекшего налогового периода уплачивают не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом:

— организации — в размере разницы между суммой земельного налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, и авансовыми платежами за указанный налоговый период;

— бюджетные организации, плательщики единого налога для сельхозпроизводителей — в размере исчисленной суммы земельного налога за налоговый период;

— уполномоченные лица по обязательствам организаций из ч. 1 п. 12 ст. 243 НК при отсутствии у них органов управления — в размере разницы между фактически полученными от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах суммами земельного налога и авансовыми платежами за указанный налоговый период.

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога:

———————————

<*> Не уплачивают бюджетные организации и плательщики единого налога для сельхозпроизводителей.

Сроки уплаты земельного налога за 2023 г. следующие:

— авансовые платежи — не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023;

— по итогу года — не позднее 22.02.2024.

Обратите внимание!
Декларацию по земельному налогу за 2022 г. обязаны представить либо внести в нее соответствующие изменения (подп. 5.1 ст. 5 Закона N 230-З) организации:
— на которых в IV квартале 2022 г. распространялись положения ч. 2 п. 7 ст. 243 НК — при переходе на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения с уплатой земельного налога;
— плательщики единого налога для сельхозпроизводителей, которые по итогам 2022 г. не выполнили условие по выручке, установленное п. 1 ст. 347 НК.
Срок подачи декларации — не позднее 20.02.2023.
Срок уплаты (доплаты) такими организациями земельного налога за 2022 г. — не позднее 22.02.2023 (подп. 5.2 ст. 5 Закона N 230-З).

1.3. Учет земельного налога при налогообложении прибыли

С 01.01.2023 все организации (в том числе и бюджетные) включают налог в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — затраты). Исключение составляют установленные случаи.

Организации включают суммы земельного налога в затраты (п. 1, 2 ст. 245 НК, п. 134 ст. 2 Закона N 230-З):

— в квартале текущего налогового периода, на который приходится срок уплаты авансового платежа, — в сумме авансовых платежей;

— IV квартале текущего налогового периода, в котором производится корректировка нарастающим итогом затрат на сумму, определенную в виде разницы между суммой земельного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей за этот налоговый период.

Бюджетные организации и плательщики единого налога для сельхозпроизводителей учитывают земельный налог в затратах в IV квартале текущего налогового периода в размере суммы земельного налога, исчисленной за налоговый период.

2. Традиционные изменения в земельном налоге

2.1. Корректировка перечня земельных участков, освобожденных от земельного налога

С 01.01.2023 следующие изменения (п. 1 ст. 239 НК, п. 129 ст. 2 Закона N 230-З):

— отменено исключение по подп. 1.1 ст. 239 НК-2022.

Весь земельный участок, занятый материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Совмином, подлежит освобождению;

— дополнена и изложена в новой редакции льгота по подп. 1.9 ст. 239 НК-2022 в отношении земельных участков организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Кроме земельных участков санаторно-курортных и оздоровительных организаций освобождаются и земельные участки иных организаций в части, которая используется обособленными подразделениями этих организаций для осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения.

В отношении льготы по земельным участкам организаций культуры конкретизировано, что заключение об отнесении юрлиц к организациям культуры будет выдавать Министерство культуры;

— изложена в новой редакции льгота по подп. 1.19 ст. 239 НК-2022.

Конкретизировано, в какой части земельного участка применяется освобождение;

— введена новая льгота в отношении земельных участков организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство.

Льготу применяют по квартал, в котором внесена запись в ЕГР об исключении организации из этого регистра.

2.2. Увеличение порога кадастровой стоимости земельного участка за 1 га для целей установления налоговой базы

Изменение размера порога выглядит так (п. 130 ст. 2 Закона N 230-З):

Вид оценочной зоны земельного участка Размер порога (в руб. за гектар)
2022 г. <*> 2023 г. <**>
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций 9228 11 018
Общественно-деловая зона для размещения автомобильных рынков, игорных заведений 6151 7344
Общественно-деловая зона для размещения иных объектов 33 551 40 060
Производственная зона 16 775 20 029
Рекреационная зона 18 452 22 032
Жилая многоквартирная зона 49 210 58 757
Жилая усадебная зона 24 606 29 380

———————————

<*> Подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК-2022.

<**> Подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК, п. 130 ст. 2 Закона N 230-З.

2.3. Индексация ставок земельного налога

С 01.01.2023 увеличены (п. 131, 194 ст. 2 Закона N 230-З):

— ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь, по всем оценочным зонам:

Вид оценочной зоны земельного участка Размер ставки (в руб. за гектар)
2022 г. <*> 2023 г. <**>
Общественно-деловая зона, производственная зона, рекреационная зона 184,52 220,32
Жилая многоквартирная зона 12,32 14,71
Жилая усадебная зона 24,61 29,38

———————————

<*> Подп. 6.1 — 6.3 ст. 241 НК-2022.

<**> Подп. 6.1 — 6.3 ст. 241 НК, п. 131 ст. 2 Закона N 230-З.

— ставки земельного налога на земли сельхозназначения (приложения 3 и 4 к НК-2022, приложения 3 и 4 к НК, п. 197 ст. 2 Закона N 230-З);

— ставка на земли сельхозназначения, занятые капстроениями: 1,24 руб. за гектар вместо 1,04 руб. (п. 3 ст. 241 НК-2022, п. 131 ст. 2 Закона N 230-З).

2.4. Корректировка порядка определения налоговой базы

Ежегодно кадастровая стоимость земли, применяемая в качестве налоговой базы земельного налога, пересчитывается. На 01.01.2023 налоговая база для исчисления земельного налога за 2023 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке (п. 3 ст. 5 Закона N 230-З):

— для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;

— жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.;

— жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.;

— производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 гг. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.

3. Изменения по земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения

Законом N 141-З планировалось увеличение ставки земельного налога на коэффициент 3 в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капстроения (абз. 9 п. 135 ст. 2 Закона N 141-З). Положения по их налогообложению должны были применяться с 01.01.2023.

По Закону N 230-З в упомянутые положения внесены корректировки. В частности, введено новое определение таких земельных участков (абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК, п. 128 ст. 2 Закона N 230-З):

П. 132 ст. 2 Закона N 141-З Абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК, п. 128 ст. 2 Закона N 230-З
Земельные участки, на которых отсутствуют капстроения — земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты их предоставления:

не произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) (в случае, если они подлежат госрегистрации);

не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (в случае, если их госрегистрация не требуется)

Земельные участки, на которых отсутствуют капстроения — земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется — в течение трех лет с даты госрегистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:

не произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) и (или) госрегистрация изменения капстроений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса (за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом) (в случае, если они подлежат госрегистрации);

не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их госрегистрация не требуется);

К земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, дополнительно относят земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений (зданий, сооружений).

Конкретизирована дата, от которой будут отсчитывать 3 года. Это дата принятия решения о предоставлении земельного участка (если решения нет дата госрегистрации перехода права на землю) либо дата принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка.

Кроме того, исключено применение ставки, увеличенной на коэффициент 3, в отношении земельных участков в период завершения строительства элементов благоустройства, которые являются отдельной очередью строительства или пускового комплекса.

С учетом нового определения земельных участков, на которых отсутствуют капстроения, обновлен и период исчисления земельного налога по ставке, увеличенной на коэффициент 3 (п. 6-1 ст. 243 НК, п. 132 ст. 2 Закона N 230-З):

Абз. 18 п. 136 ст. 2 Закона N 141-З П. 132 ст. 2 Закона N 230-З
Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется организациями с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3 в соответствии с п. 12-1 ст. 241 НК, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с даты принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:

произведена госрегистрация создания последнего из возводимых капстроений (зданий, сооружений) (в случае, если они подлежат госрегистрации);

принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (в случае, если их госрегистрация не требуется)

Земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется организациями (организациям) с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3 в соответствии с п. 12-1 ст. 241 Н, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с одной из дат, определенных в абз. 8 п. 3 ст. 238 НК, по последнее число последнего месяца квартала, в котором:

произведена госрегистрация создания и (или) изменения капстроений (зданий, сооружений) в случаях, указанных в абз. 9 п. 3 ст. 238 НК;

принято в эксплуатацию сооружение и (или) передаточное устройство в случаях, указанных в абз. 10 п. 3 ст. 238 НК

Как и прежде, установлено, что бюджетные организации признаются плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения (абз. 3 п. 131 Закона N 141-З, п. 127 ст. 2 Закона N 230-З, п. 1 ст. 237 НК).

Земельные участки, по которым применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3, не освобождают от земельного налога согласно законодательным актам и НК, если в них прямо не установлено иное. Ранее планировалось, что на такие участки не распространяются льготы только по п. 1 ст. 239 НК-2022 (абз. 13 п. 133 ст. 2 Закона N 141-З, п. 129 ст. 2 Закона N 230-З, п. 2-1 ст. 239 НК).

Сведения о земельных участках для целей применения ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 3, будут ежегодно поступать в МНС от республиканской организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Срок поступления — не позднее 10 января года, следующего за отчетным налоговым периодом (п. 132 ст. 2 Закона N 230-З, п. 21 ст. 243 НК).

Обратите внимание!
Земельный налог, который исчислен по ставке, увеличенной на коэффициент 3, организации не включают в затраты для целей налогообложения прибыли (п. 134 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 3.5 ст. 245 НК). 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex