Вопрос: Для снижения угрозы распространения инфекционного заболевания (пандемия коронавируса COVID-19) организация временно приостановила свою деятельность (бытовые услуги клиентам) на срок 1,5 месяца (с 15.03.2020 по 30.04.2020). Работники с их согласия находятся в отпуске без сохранения заработной платы. Директор и бухгалтерия работают 2 дня в неделю. Указанным работникам невозможно предоставить отпуск в связи с необходимостью сдачи годовой бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за I квартал, осуществления иных управленческих функций. Можно ли включить в учитываемые при налогообложении прибыли затраты арендную плату за офисное помещение и расходы на коммунальные услуги за период приостановки деятельности?

Ответ: За период приостановки деятельности по оказанию услуг расходы по аренде учитываются при налогообложении прибыли, поскольку управленческая деятельность ведется.

Обоснование: Одной из обязанностей нанимателя является принятие необходимых мер по профилактике и предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников <*>.

В данной ситуации принято решение приостановить деятельность в связи со сложившейся ситуацией из-за пандемии коронавируса COVID-19. Организация имеет на это право, т.к. законодательством не установлено запретов на приостановку деятельности. Полагаем, такое решение может принять собственник (собрание участников), поскольку приостановка деятельности предприятия влечет потерю выручки и прибыли. Вместе с тем на фоне резкого падения спроса на отдельные виды бытовых услуг такое решение представляется экономически целесообразным.

Отметим, что остановить деятельность организации полностью практически невозможно в силу отдельных норм законодательства:

— представление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. не позднее 31 марта 2020 г. <*>;

— представление налоговых деклараций (расчетов) не позднее 20 апреля за март или за I квартал 2020 г. в зависимости от вида налога и применяемой системы налогообложения;

— представление статистической отчетности в установленные сроки в зависимости от вида деятельности и численности организации;

— представление отчета 4-Фонд и форм ПУ-3 за I квартал 2020 г. и т.д.

Работники, в чьи трудовые обязанности входит выполнение перечисленных задач, должны это сделать — на рабочем месте или удаленно. Иначе на должностных лиц и саму организацию могут быть наложены штрафные санкции <*>.

В приведенной ситуации для сдачи годовой бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за I квартал директор и бухгалтерия работают 2 дня в неделю. Это означает, что управленческая деятельность в организации ведется, несмотря на приостановку оказания бытовых услуг.

Арендная плата за офисное помещение и расходы на коммунальные услуги по нему — это условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией. Они возникают в силу заключенного договора аренды и договоров на оказание услуг при подписании их арендатором напрямую с поставщиками коммунальных услуг <*>. В целом эти расходы не зависят от осуществления или неосуществления деятельности арендатором. Суммы отдельных расходов на коммунальные услуги при этом могут варьироваться в зависимости от показателей счетчиков, количества работников и т.д.

В бухучете указанные расходы аккумулируются по дебету счета 26 «Общехозяйственные затраты» или 44 «Расходы на реализацию», а затем списываются на финансовые результаты в дебет субсчета 90-5 «Управленческие расходы» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» <*>.

Для того чтобы учесть затраты при налогообложении прибыли, они должны быть:

— экономически обоснованы;

— отражены в бухучете;

— связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав <*>.

Поскольку организация приостановила деятельность по оказанию бытовых услуг временно, а управленческая деятельность продолжается, считаем, что расходы по аренде офисного помещения соответствуют перечисленным признакам и учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат.

Отметим, что правительством рассматривается пакет антикризисных мер, связанных со сложившейся ситуацией. Непосредственное участие в их разработке принимает и МНС. Надеемся, что в скором времени бизнес-сообщество получит соответствующие разъяснения.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex