Товарооборот сферы общественного питания с января по август 2022 года составил 2,6 млрд рублей и вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Однако в помесячной динамике с апреля наблюдается сокращение реального товарооборота. Такое положение дел вылилось в несколько тенденций, которые лучше всего отражаются на столичном рынке. Минск, доля общепита которого составляет почти половину от республиканского, уже много лет является законодателем мод в этой сфере.

Столичный общепит по состоянию на I полугодие 2022 года объединял примерно 3650 заведений. Самыми массовыми категориями были кафе и мини-кафе – 1150. Кофейни, бары и схожие с ними по формату заведения составляли свыше 840 объектов, общедоступные столовые — около 560, ресторан — 171. Общая число посадочных мест превышала 175 тысяч.

Источник — https://ru.freepik.com/

Эксперты белорусского офиса консалтинговой компании NAI Global отмечают, что в последние несколько лет в Минске наиболее массово открывались кафе и кофейни. Под категорию кафе, особенно, мини-кафе, подпадали не только классические кафе с достаточным количеством посадочных мест, но и компактные точки продажи шаурмы (дёнеры) и иные заведения.

Помимо того, что здесь относительно низкий барьер входа в плане финансовых затрат по сравнению с другими форматами общепита, возник запрос со стороны общественности.

— Для тех же миллениалов и «зумеров» «кофе под интернет» и кофе на вынос стали частью их стиля жизни. А следом и старшее поколение оценило прелести этой услуги, которая гораздо более привлекательна, нежели стояние с туркой у плиты. Тем более что это демократичный формат, и его могут себе позволить даже пенсионеры, для которых недоступны рестораны или кафе, — отмечают эксперты.

Анализируя локации, в которых в последнее время открываются объекты, стоит отметить, что устойчивую долю занимает такое расположение, как «объект на торговых площадях магазина».

Эксперты отмечают, что последние три года розничные сети активно формируют фуд-зоны внутри торговых залов. В зависимости от площади магазинов это могут быть совершенно разные по размеру и уровню предложения объекты: от небольшого салат-бара с кофепоинтом до вполне масштабного фуд-корта с многообразием предложения или даже кафе самообслуживания с посадочными местами.

Как свидетельствует статистика, сейчас наблюдается замедление темпов роста товарооборота предприятий общественного питания, но все еще динамика остается положительной. Участники рынка выделяют несколько факторов, которые на это влияют. Во-первых, снижается платежеспособность населения. Люди экономят на походах в кафе и рестораны. Плюс к этому в первой половине года произошла новая волна релокации, в числе которой оказалось достаточно много платежеспособных и активных клиентов заведений общепита. Этот отток «смягчился» благодаря тому, что упростился въезд в Беларусь для россиян. С конца весны они поехал в Минск помимо всего прочего за банковскими картами и на шоппинг. Граждане стран Балтии и Польши благодаря безвизу также доезжали до Минска, а не ограничивались приграничной территорией. За счет этих категорий, особенно в периоды длинных выходных, заполняемость заведений общественного питания росла.

Наряду с этим стали сказываться западные санкции, из-за которых некоторые бренды были вынуждены покинуть Россию, а заодно и Беларусь, поскольку часто именно Москва курировала белорусский рынок. На рестораны и кафе также влияют курсовые колебания и перевод ставок аренды в белорусские рубли.

В первый месяц осени пришли новости о закрытии и открытии знаковых заведений.

1 сентября закрылась последняя пиццерия американской сети Papa John’s. Всего в стране под этим брендом работало 21 заведение в семи городах. Рестораны Papa John’s начали закрываться еще весной текущего года, при этом причины не назывались. Тогда же американская сеть прекратила поддержку франчайзи Papa John’s в России на фоне спецоперации в Украине. В то время финская сеть фастфуда Hesburger проанонсировала закрытие своих ресторанов в России и Беларуси.

На днях стало известно, что в центре Минске закрывается популярный ресторан Barcarola. Об этом написал в Facebook владелец заведения Егор Иванов. Причина в том, что, по его мнению, в Минске «умер средний класс» — целевая аудитория ресторана. Позже Иванов отметил, что «триггером сработали разногласия с арендодателем из-за последних нововведений по установлению ставки аренды».

Впрочем, нельзя сказать, что заведения только закрываются. Известная в России сеть фастфуда Free&Co пришла в Минск. Первая точка будет в торговом центре Green City.

— Это франшиза российского Free&Co — они динамично развиваются. Управлять рестораном быстрого питания в Минске будут белорусы. Для них это стартап — это не известные рестораторы, но, несмотря на то, что они новички в общепите, в других сферах это достаточно опытные люди, — рассказал Realt замдиректора Green City Александр Курач.

Вместе с тем эксперты отмечают, что делать далеко идущие выводы рано. Для рынка общепита свойственны ротационные явления. То есть закрывается кафе или ресторан в одной концепции, чтобы спустя несколько месяцев открыться в ином формате. Так, в Минске начали функционировать Astoria Central на месте ресторана «Ренессанс»; бистро Martinique Brasserie на площадях Bistro de luxe; ресторан китайской кухни «Личи» на месте кафе «Гурман» и др. Иногда ротация может происходить без смены собственника (арендатора).

С другое стороны, если ранее на рынке Минска наблюдался уклон на европейскую кухню, то сейчас в тренде открытие объектов восточной кухни: китайской и турецкой, индийской и др. Специфика текущего периода – объекты открываются именно представителями данных этнических групп, говорится в обзоре NAI Global. Представители стран «восточного вектора» присутствуют и среди покупателей недвижимости под общественное питание в собственность. Например, китайские объекты открывались в текущем году в самых разных местах: от тихой улицы Дорошевича до исторического центра: ул. Городской Вал и пр-т Победителей, 1. Они занимали помещения некогда пафосных заведений, не выдержавших испытаний измененной конъюнктурой, констатируют эксперты.