Вопрос: Может ли процедура переговоров как процедура закупок при строительстве быть признана несостоявшейся и по каким основаниям?

Ответ: Процедура переговоров как процедура закупок при строительстве может быть признана несостоявшейся в случаях, предусмотренных Положением N 88.

Обоснование: В соответствии с законодательством о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, которое действует при строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, применяется ряд процедур закупок, предусмотренных подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Указа N 223, в том числе переговоры.

В соответствии с действующим законодательством установлены случаи обязательного проведения процедур закупок — подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах) <*>, а в случае, когда их проведение не обязательно, заказчик может выбрать вид процедуры закупок, предусмотренный подп. 1.6 и 1.7 п. 1 Указа N 223, в том числе провести переговоры.

Одним из случаев необязательного применения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве либо биржевых торгов является случай, когда данные процедуры закупок, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора <*>.

В свою очередь, Указом N 223 введено понятие процедуры закупки, к которой относятся подрядные торги, переговоры, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги, под которой понимается регламентированная последовательность действий заказчика (организатора) и конкурсной комиссии (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Указом N 223 <*>. Также законодательством установлено, что процедура подрядных торгов (торгов), переговоров начинается с момента принятия организатором подрядных торгов (торгов), переговоров решения об их проведении и завершается заключением договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов), переговоров либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся <*>.

Тем самым и переговоры как процедура закупок могут быть признаны несостоявшимися. Однако Указ N 223 не содержит соответствующих оснований для признания переговоров несостоявшимися.

Между тем Положением N 88 предусмотрено лишь одно основание для признания переговоров несостоявшимися, в случае, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию договора, действуют более 30 календарных дней, подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве, переговоры) признаются несостоявшимися и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, возвращаются победителю подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров) в течение пяти рабочих дней с даты признания подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров) несостоявшимися <*>.

При этом в ходе проведения переговоров может сложиться ситуация, когда участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, в таком случае полагаем возможным применение ч. 2 п. 67 Положения N 88, в соответствии с которым (на основании соответствующего условия приглашения на участие в переговорах) организатор вправе отказаться от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex