Уже второй месяц новости о чат-боте ChatGPT прочно обосновались в ведущих мировых СМИ. Миллионы пользователей хвастаются своими достижениями от взаимодействия с этим сервисом. Вместе с тем популярность ChatGPT так напугала мировые поисковые системы, что Google, Яндекс, Baidu стали анонсировать выпуск похожих продуктов. Однако выявились и опасности от использования искусственного интеллекта, поэтому регуляторы намерены ужесточить законодательство.

Чат-бот ChatGPT, основанный на нейросетевой языковой модели GPT-3.5, в ноябре прошлого года представила американская компания OpenAI, в которую инвестировали Илон Маск, Microsoft и другие. Разработанная на базе искусственного интеллекта и машинного обучения система предоставляет ответы на запросы через разговорный интерфейс.

Источник — https://ru.freepik.com/

Сразу после релиза чат-бот стал демонстрировать небывалую популярность. К началу февраля месячная аудитория ChatGPT достигла 100 млн пользователей. Это рекорд по скорости роста для потребительских интернет-сервисов за всю историю, пишет Reuters. TikTok на то, чтобы собрать аудиторию в 100 млн человек, потребовалось около девяти месяцев, а Instagram — 2,5 года, подсчитали аналитики платформы Sensor Tower.

Казалось бы, чат-боты существуют уже давно, но большинство из них предназначены для выполнения узких задач, таких, к примеру, как ответы на основные вопросы службы поддержки клиентов. ChatGPT получился намного более «образованным» благодаря огромной выборке данных из интернета, на которых он обучался.

Кроме того, пользователей подкупила простота в использовании. Вместо списка источников в выдаче условного Google и необходимости самостоятельно изучать содержимое ссылок, чат-бот выдает конкретный ответ. После можно уточнить детали и получить еще более релевантный результат. Благодаря этому люди по всему миру сразу же нашли для ChatGPT много разных применений. Чат-бот способен вести диалог, составлять деловые письма и программы тренировок, писать стихи и сценарии.

Однако не всегда такая практика имеет позитивный эффект.

Эксперты по кибербезопасности Check Point Research выяснили, что хакеры применяют ChatGPT для написания вредоносного кода и фишинговых электронных писем. При этом часть из них практически не имеют опыта в программировании. Или другой случай. Российский студент защитил диплом, написанный ChatGPT. Нейросеть сгенерировала 60 страниц работы, включая введение, анализ, заключение и ссылки на используемую литературу. Оригинальность диплома составила более 70%. Вместе с написанием и редактированием на работу ушло 23 часа. Студент получил оценку «удовлетворительно». После этого в вуз стали поступать жалобы с просьбой лишить его диплома, а университет начал проверку.

Неудивительно, что такие «минусы» привлекали внимание регуляторов. Например, в Европе хотят законодательно ограничить искусственный интеллект после роста популярности ChatGPT. Еврокомиссия ведет консультации для уточнения существующих и введения новых правил в Законе об искусственном интеллекте.

«Как показал ChatGPT, решения на основе ИИ могут предложить широкие возможности для людей и бизнеса, но могут нести в себе определенные риски. Именно поэтому нам нужна надежная нормативная база для регулирования отрасли ИИ», — заявил комиссар Евросоюза по вопросам внутреннего рынка Бретон Тьерри.

Однако одной из самых горячих тем для обсуждений в связи появлением нового чат-бота стало не регулирование, а возможный передел бизнеса поиска. ChatGPT уже провозгласили потенциальным «убийцей Google». Зачем искать что-то в поисковике, если ChatGPT вместо длинного списка ресурсов предоставит компактный ответ даже на самый сложный вопрос. То есть чат-бот может заместить привычную страницу поисковой выдачи, на которой корпорации зарабатывают больше всего денег.

Впрочем, тот же Google не сидел сложа руки. За последние три года компания потратила на исследования и разработку более 100 млрд долларов. Под натиском конкурента Google решил ускориться и показать собственный чат-бот уже в ближайшие недели.

Российский «Яндекс» также сообщил, что работает над созданием собственной нейросети. Она получит название YaLM 2.0 и станет частью «Поиска», умной колонки «Алиса», «Почты» и других сервисов. Первые интеграции запустят до конца года.

Китайская Baidu готовит к релизу свой аналог чат-бота, который можно будет встроить в поисковик.

Сама Open AI выбрала для разработки ChatGPT стратегического партнера в лице Microsoft. Компания Билла Гейтса в 2019 году уже инвестировал 1 млрд долларов, а недавно сообщила о готовности вложить в OpenAI еще 10 млрд долларов и интегрировать новую, еще не выпущенную версию нейросети GPT-4 в свои офисные программы, а также сделать новую версию поисковика Bing, который будет использовать чат-бот для ответа  на запросы.

Аналитик банка Morgan Stanley Брайан Новак считает, что не стоит предвосхищать разгром поисковиков после релиза ChatGPT. В настоящее время тот же Google обладает большим преимуществом в виде миллиардов пользователей. По данным Similarweb, в конце 2022 года поисковая доля Google в мире составляла более 90%, тогда как доля Bing, потенциального партнера OpenAI, не достигала и 3%.

Говорить о победе чат-ботов над поисковиками рано и по другой причине — пока что генеративные модели допускают слишком много серьезных ошибок. Эксперты, которых опросил Insider, сошлись во мнении, что ChatGPT часто не отличает факты от фейков, а в некоторых случаях может вообще придумывать ответы (исследователи ИИ это явление называют «галлюцинациями»).

Другая немаловажная проблема чат-ботов, подобных ChatGPT, — использовать их очень дорого. Для того чтобы ответить на один вопрос, чат-боту требуется гораздо больше вычислительных мощностей, чем Google для выдачи ответа в поисковике. Наряду с этим собирать огромные объемы данных и дообучать модели также потребует серьезных затрат, которые оцениваются в сотни миллионов долларов даже без учета затрат на специализированных инженеров. Поэтому эксперты The Bell сходятся во мнении, что будущее поиска — в гибриде нынешней модели и чат-бота.