Неправильно составленный акт о несохранности груза лишает добросовестного заказчика права на возмещение убытков. Разберемся, как составить акт правильно.

При приемке груза к перевозке перевозчик обязан проверить его количество и качество, наличие транспортных документов. Если в них при приемке не внесли уточнений (оговорок), груз считается принятым в надлежащем состоянии и указанном количестве. Дальше ответственность за целостность и сохранность несет перевозчик, если иное не предусматривает договор.

То же происходит при приемке груза грузополучателем после перевозки. Если в транспортных документах после приемки не ставится отметка о несохранности груза, он считается принятым в надлежащем состоянии.

Важно отметить, что грузополучателю недостаточно самостоятельно сделать отметку о повреждении груза в ТТН, CMR-накладной. При наличии недостатков или разногласий, связанных с несохранностью груза при автоперевозке, представители обеих сторон — грузополучателя и перевозчика должны составить и подписать акт о несохранности или о разногласиях. Он составляется в двух экземплярах по форме согласно приложению 8 к Правилам автоперевозок грузов. Первый экземпляр акта передается автоперевозчику вместе с ТТН или CMR-накладной, второй — заказчику перевозки. Факт составления акта отражается в ТТН, CMR-накладной. Указанное требование закрепляет п. 102 Правил автоперевозок грузов.

Согласно п. 86 и 87 Правил автоперевозок грузов автоперевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить экспертов, чтобы установить размер или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также чтобы определить сумму, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автоперевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.

Акт о несохранности груза нельзя путать с актом приемки по количеству и качеству, который составляется, когда груз принимается по договору купли-продажи. Тогда стороны руководствуются Положением о приемке товара по количеству и качеству. При договоре перевозки при приемке груза необходимо руководствоваться Правилами автоперевозок грузов.

Акт — важное доказательство несохранности перевозки груза. Благодаря ему в дальнейшем с перевозчика можно взыскать причиненные убытки. Но следует помнить, что в акте следует указать:

— точное количество поврежденного груза;

— повреждения;

— наличие доступа к грузу в поврежденных местах;

— состояние пломбы на контейнере, кузове, грузовых местах;

— причину несохранной автоперевозки.

Иначе взыскать все причиненные убытки будет проблематично.

Если сохранность груза зависит от температурного режима, рекомендуется при приемке измерять температуру в транспортном средстве с ее фиксацией в акте или в ТТН. Также в акте целесообразно указать все иные обстоятельства перевозки груза, в том числе простои, особенности такелажа, упаковки и т.д.

Только так заказчик и грузополучатель смогут обезопасить себя и потребовать возмещения убытков.

Пример из судебной практики

Заказчик международной перевозки обратился в суд с иском о взыскании с перевозчика убытков, причиненных повреждением груза. Истец ссылался на несоблюдение существенных условий перевозки груза (температурного режима), что привело к изменению сортности пиломатериалов и уменьшению их стоимости. Факт наличия недостатков подтверждала отметка в CMR-накладной и информация грузополучателя. В спецификации и CMR-накладной отметки сделало неустановленное лицо, а не водитель.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец документально не подтвердил размера убытков и достоверно не доказал причинения перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.

При приемке груза у грузополучателя не возникло претензий к количеству, весу и объему. На момент приемки температура в транспортном средстве не измерялась. Акт об обнаружении порчи груза, подписанный водителем перевозчика, не составлялся. Имевшаяся в CMR-накладной запись не позволяла установить точное количество поврежденного груза и правомерность отметки, сделанной полномочным представителем грузополучателя. Размер и объем причиненных убытков истец определил в одностороннем порядке на основании информации грузополучателя без участия перевозчика и приглашения представителя торгово-промышленной палаты, как это предусматривал договор (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.08.2020 по делу N 120-3/2019/37А/787К).

Вот так неправильно составленный акт не дал заказчику возможности получить возмещение убытков.

На практике еще бывают случаи, когда после подписания акта вторая сторона всячески старается уйти от ответственности. Например, утверждает, что акт не подписывала, подпись подделана, после подписания в акте появились новые пункты. Чтобы избежать этого, можно предусмотреть еще в договоре, что в случае обнаружения недостатков акт будет составляться с участием третьей независимой стороны. Такой подход позволит исключить риски.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex