Одна из 28 союзных программ Беларуси и России подразумевает интеграцию в налоговой сфере. При этом сближение позиций идет по косвенным налогам. Власти Беларуси и России считают, что реализация всех задумок в этом направлении станет «основой основ» для углубления экономического сотрудничества на практике. У каждой из стран для этого есть свои резоны.

10 сентября по итогам заседания Совета Министров Союзного государства в Минске была одобрена «дорожная карта» экономической интеграции России и Беларуси – премьеры Михаил Мишустин и Роман Головченко подписали 28 союзных программ о переходе обеих стран к единым принципам экономической и финансовой политики. Одно из ключевых направлений – налоговое. Беларусь и Россия договорились заключить договоры об общих принципах взимания косвенных налогов и внедрить интегрированную систему их администрирования. Кроме того, должен быть создан Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, который будет за этим следить.

Накануне подписания Владимир Путин заявил, что переход на общие принципы взимания косвенных налогов необходим для повышения прозрачности взаимной торговли. «Чтобы была видна структура цены товара», — сказал он. Александр Лукашенко назвал «основой основ» сближение финансовой, налоговой, кредитной, ценовой, торговой политики, что это создаст равные права для предприятий двух стран.

Что такое косвенные налоги?

Как правило, система налогообложения любого государства состоит из прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относят подоходный налог, налог на прибыль для организаций, налог на недвижимость, налог на добычу природных ресурсов, налог на доходы иностранных организаций и так далее. Их основная функция – регулирующая, т. к. механизм их сбора контролирует воспроизводственный процесс.

Основу косвенных налогов составляют НДС и акцизы. Их ключевая задача – пополнение бюджета и защита внутреннего рынка и национальных производителей от иностранной конкуренции.

В разных странах по-разному складывается соотношение этих двух видов налогов. В развитых странах преобладают прямые налоги, для которых необходим высокий уровень рыночных отношений, т. к. именно в условиях развитого рынка могут формироваться рыночные цены, а значит, и доходы; косвенные налоги, включенные в цену товара (платит покупатель), слабо зависят от производства и поэтому являются признаком налоговой системы развивающихся стран и стран постсоветского пространства, отмечает  старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии Валерия Филатова.

По данным ЕЭК, в Беларуси 46% всех поступающих налогов – это НДС и акцизы, в России – 38%.

У Беларуси и России одинаковый НДС. Что еще нужно гармонизировать?

Действительно, в Беларуси и России одинаковая базовая ставка по НДС – 20%. Однако есть еще льготная ставка в размере 10% по социальной группе товаров. Для одной категории — услуг электросвязи — в Беларуси введена ставка 25%, чего в России нет.

31 августа 2021 года в Беларуси перестал действовать Указ №358 «О стимулировании реализации товаров» от 2011 года, который освобождал от налога на добавленную стоимость товары, ввозимые в Беларусь, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и/или складов временного хранения, при условии, что впоследствии они экспортируют эти товары в другие страны.

Через Беларусь в Россию ввозились различные потребительские товары, цветы, оборудование. После отмены Минском нулевого НДС число российских предпринимателей, использующих «белорусский» коридор, сократится минимум вдвое, прогнозируют опрошенные РБК участники рынка. Дело в том, что с помощью этой схемы компании оптимизировали расходы. Россия упрекала Беларусь в создании условий для реэкспорта.

— Это была серая схема, которая позволяла компаниям экономить на таможенных платежах, ввозить товар теневым способом: его можно было не ставить на баланс и т.п. Отмена данной льготы по НДС уравняет условия для всех участников рынка, — считает гендиректор компании «Универсальные грузовые решения» Сергей Мартьянов.

На наличие «слабых мест» в налоговой политике России и Беларуси указывал министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, комментируя подписание Советом Министров Союзного государства 28 интеграционных карт.

— Налоговая нагрузка не изменится для бизнеса, но это значит, что возможности отдельных субъектов пользоваться в разной интерпретации законодательством в том, что сведения, которые существуют в одной стране, недоступны в другой стране — существенно снизятся. Соответственно, вырастут и объемы поступлений в бюджеты, и главным образом уйдет недобросовестная конкуренция, которая, как мы видим, за счет разных интерпретаций зачастую еще сохраняется, — сказал Решетников.

А что по акцизам?

Акцизная проблематика актуальна во всем Евразийском экономическом союзе. Дело в том, что в РФ ставки акциза почти по всем видам товаров превышают ставки акцизов других стран – членов ЕАЭС. Однако разница в налогах между странами ЕАЭС – фактор роста серого рынка, полагает Филатова. Из-за этого ведутся постоянные дискуссии по спорным с точки зрения налоговой интеграции товарам – нефтепродуктам, табачным изделиям, алкоголю.

Например, из-за более высоких акцизов сигареты в РФ стоят в полтора-три раза дороже, чем в других страна ЕАЭС. Так, в России пачка сигарет (по состоянию на 1 января 2021 г.) стоила в среднем 107,78 российских рублей, в Беларуси – 38, в Армении – 70, а в Кыргызстане – 65. Из-за роста доли нелегальной табачной продукции потери федерального бюджета РФ в виде недополученных акцизов и НДС по итогам 2019 года составили почти 100 млрд российских рублей.  При этом больше всего вопросов адресовано Беларуси, несмотря на ее стремление регулярно повышать цены на сигареты.

Право каждой страны суверенно устанавливать налоговый режим приводит к значительной вариации ставок акцизов. Но сейчас идет работа по гармонизации ставок на наиболее чувствительные товары. В частности, члены ЕАЭС с 2024 года должны начать устанавливать ставки акциза на сигареты исходя из индикативной ставки 35 евро за 1 000 сигарет с отклонением не более 20% в большую или меньшую сторону.

История с гармонизацией налоговых режимов в Союзном государстве – не столько про переписывание налоговых кодексов, сколько про ужесточение контроля, сказал «Ведомостям» представитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.

Получается, Беларусь проиграет от налоговой интеграции?

Не совсем так. Есть сфера, где Беларусь хочет получить весомую выгоду для себя. Речь о компенсации издержек в связи с реализацией Россией налогового маневра в нефтяной сфере, предусматривающего постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу в 2019-2024 годах. Дополнительные потери у Беларуси возникают из-за ожидаемого увеличения цены на российскую нефть до мирового уровня и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Минск оценивал свои издержки за шесть лет в сумму до 11 млрд долларов.

Интересно, что Беларусь подняла вопрос о компенсации нефтяных потерь в 2018 году. В Минске не раз отмечали, что согласились на вхождение в ЕАЭС ради возможности покупать российские энергоносители по ценам ниже мировых. В ответ на компенсацию Россия предложила углубить интеграцию. Почти 3 года стороны не находили понимания в этом вопросе.

В июле 2021 года появилась информация, что Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о компенсации Беларуси потерь от налогового маневра в Российской Федерации.  Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уточнил, что Беларусь получит кредитную поддержку России в связи с данными реформами.

9 августа Александр Лукашенко заявил о подвижках в вопросе компенсации потерь за налоговый маневр.

— Налоговый маневр надо обсчитать и компенсировать, если будет такое решение. Но подвижки в этом направлении есть. С нашей стороны тоже были обязательства, мы их выполнили и сделали первый шаг. Это в размере около 50%, — сказал он. — Мы не хотим какую-то сумму, мы хотим, чтобы наши предприятия по нефтепереработке (а это их касается) были в равных условиях с российскими хотя бы в этом плане.

В связи с этим Лукашенко напомнил, что российским нефтяным компаниям возвращают обратный акциз, «а в ущербе остаются только белорусские предприятия, которые перерабатывают вашу (российскую) нефть».

Недавно посол Беларуси в Москве Владимир Семашко заверил, что Беларусь начнет с конца 2021 года получать компенсацию издержек от налогового маневра в России.  Между тем, он не стал раскрывать суть договоренностей в этой сфере.