Белорусский экспорт в 2022 году, несмотря на возросшее санкционное давление, в денежном выражении оказался на уровне 2021 года. Однако просевшие объемные показатели не добавляют оптимизма. На что могут рассчитывать гиганты белорусской промышленности в 2023 году, если ценовая конъюнктура изменится не в лучшую сторону?  

По данным Нацбанка Беларуси, экспорт белорусских товаров за январь-ноябрь 2022 года составил 34,108 млрд долларов, что на 3,8% или 1,34 млрд долларов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Экспорт услуг снизился на 10,4% до 8,301 млрд долларов. Первый вице-премьер Николай Снопков считает важным, что Беларуси удалось достичь досанкционных объемов экспорта в денежном выражении. В результате сальдо торгового баланса сложилось на исторически высоком уровне 4,5 млрд долларов. Впрочем, во многом этому способствовало и то, что импорт сократился больше экспорта.

Что касается объемов экспорта, то планка досанкционного периода не взята. Снижение объемов поставок некоторых товаров Снопков объяснил тем, что «в определенный момент отдельные страны просто выбросили Беларусь со своих рынков и пришлось искать новые». Например, ранее Беларусь поставляла в ЕС продукцию деревообработки, древесные плиты на 500 млн долларов в год и одномоментно была лишена этих объемов.

— Нужно было время, чтобы переформатироваться, найти новые рынки, контракты в других странах. Это юг, Средняя и Центральная Азия, — сказал первый вице-премьер.

Что происходило с другими ключевыми позициями белорусского экспорта? Анализировать данную информацию оказалось непросто из-за того, что Белстат перестал публиковать в открытом доступе детальную статистику по внешней торговле, а сами заводы дают информацию выборочно и не раскрывают полную финансовую отчетность. Несмотря на это, все же общую картинку удалось составить.

Калийные удобрения

Калийные удобрения — один из основных экспортных товаров Беларуси. С 2021 года действуют секторальные санкции ЕС в отношении этой отрасли белорусской экономики, а также индивидуальные запретительные меры ЕС и США в отношении «Беларуськалия» и его трейдера БКК. С февраля 2022 года Беларусь лишена возможности экспортировать хлоркалий через литовский порт Клайпеда, на который приходилось 90% поставок. В связи с военными действиями в Украине прекратилась перевалка грузов и через порты в этой стране. В основном экспорт калийных удобрений из Беларуси сейчас идет по железной дороге и через морские порты России.

По данным канадской компании Nutrien, в 2022 году экспорт белорусского калия сократился на 50–60% относительно уровня 2021 года. Николай Снопков заявил, что несмотря на санкционное давление, белорусские калийные удобрения остаются востребованными на мировых рынках. Единственными двумя регионами, которые отказываются от белорусских удобрений, остаются США и Евросоюз. «Но это не такие большие объемы, которые смогли бы нам ухудшить ситуацию по продажам», — пояснил первый вице-премьер.

Ранее свыше 45% поставок «Беларуськалия» приходилось на три страны — Китай, Индия, Бразилия. Нынче на этих рынках ситуация складывается для белорусских удобрений по-разному.

За январь-октябрь 2022 года импорт калийных удобрений из Беларуси обошелся Китаю в 778,8 млн долларов, что более чем в 2 раза выше аналогичного периода 2021 года, пишет myfin.   Скачок произошел во многом за счет высоких цен. Беларусь имеет с Китаем долгосрочные контракты на поставку более одного миллиона тонн калийных удобрений в год. С января по август 2022 году объем импорта из Беларуси составил 1,39 млн тонн. «Коммерсантъ» сообщал, что «Беларуськалий» продает свою продукцию со скидкой 30-50% от сложившихся на мировом рынке цен.

В Бразилию отгрузки также шли со значительным дисконтом. С января по март 2022 года Беларусь поставила в Бразилию около 612 тысяч тонн калийных удобрений, при этом средняя цена была на 60% ниже, чем у производителей из России и Канады, говорил посол Беларуси в Бразилии Сергей Лукашевич.

За 11 месяцев 2022 года Беларусь экспортировала в Бразилию более 1 млн тонн удобрений на 360 млн долларов, что на 148 млн долларов меньше, чем годом ранее.

Индия в январе-ноябре 2022 года импортировала 383,6 млн тонн белорусских удобрений на 168,5 млн долларов. Однако поставки были только в январе, феврале и мае. Годом ранее было отгружено 852 млн тонн на 246 млн долларов.

Ранее власти Беларуси допускали, что в 2022 году удастся продать меньше калийных удобрений по объему, но так как цены на продукцию взлетели, то в деньгах страна «ничего не проиграет».

Николай Снопков надеется, что в 2023 году Беларусь может увеличить поставки калийных удобрений на традиционные для себя рынки. Это должно произойти за счет снижения цены, которая в 2022 году была довольно высокой.

— В связи с высоким ростом цены, естественно, уменьшились объемы потребления, в том числе калия, на традиционных рынках. Фермеры не могли столько платить. Мы видим снижение цены, в 2023 году она будет более-менее справедливая — на калийном рынке это 420-450 долларов за тонну. Соответственно мы ожидаем (и это подтверждается нашими переговорами) рост объемов, — сказал первый вице-премьер.

Он также заявил, что Беларусь ожидает рост объемов продаж калийных удобрений не только  на традиционных рынках, но и в новых регионах Африки и Латинской Америки, куда они будут продаваться, минуя американских и европейских трейдеров. Таким образом, по его словам, планируется по итогам 2023 года «выйти на уровень объема поставки калийных удобрений, который был в 2019, 2020, 2021 годах».

Нефтепродукты

Источник — https://ru.freepik.com/

Другая весомая позиция белорусского экспорта – нефтепродукты. На этой отрасли сказались не только западные санкции, но и война в Украине, на рынок которой экспортировалась значительная доля белорусского топлива. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы Беларуси работали в минувшем году в условиях падения уровня переработки нефти. Лишь в четвертом квартале ситуация стала меняться в лучшую сторону, когда стало больше возможностей для поставок продукции на российский рынок.

По словам гендиректора «Нафтана» Андрея Сойко, в ноябре-декабре НПЗ вышел на переработку 18 тыс. тонн нефти в сутки. Такой уровень переработки Сойко назвал оптимальным. Хотя производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать и 25 тыс. тонн нефти в сутки.

С учетом запуска установки замедленного коксования, «Нафтан» сейчас практически не выпускает мазут. В январе его производство будет сведено до минимума. Глубина переработки нефти на предприятии достигла 97,5%, что положительным образом сказалось на экономике предприятия.

— В четвертом квартале мы работаем с хорошей прибылью, которая позволяет нам перекрыть негативные последствия первого полугодия. За год рентабельность «Нафтана» составит более 4%, — сказал Сойко.

Однако, по его словам, остаются проблемы с загрузкой завода «Полимир» из-за нарушения цепочек поставок.

В 2023 году «Нафтан» намерен сохранить объемы переработки нефти на уровне четвертого квартала 2022 года. Завод в свой юбилейный год проведет масштабную ремонтную кампанию, что также повлияет на итоговые показатели.

Металлургия и машиностроение

Белорусский металлургический завод снизил производство стали в 2022 году до 2 млн тонн. В 2021 году выплавка стали составила 2,4 млн тонн.

Это сказалось и на работе предприятия. Из-за западных санкций возникли сложности с продажами в Европу. Рынки Африки и Азии сложные в первую очередь из-за логистики поставок. Поэтому большая часть продукции БМЗ отправляется  в России и Беларусь, сообщил заместитель гендиректора по коммерческим вопросам БМЗ Александр Бориков. По его словам, несмотря на непростые геополитические условия, предприятие работает прибыльно, с положительной рентабельностью.

Что касается структуры продаж, то наиболее востребованной продукцией является прокат. А вот метизное производство загружено не полностью. В связи с этим работники сталепроволочных цехов могут пройти переобучение и перейти на участки, где есть полная загрузка.

— Мера эта временная. Как только загрузка метизного производства увеличиться, специалисты вернутся на свои прежние рабочие места,  — заверил Бориков.

Минский автомобильный завод в 2022 году снизил объемы продаж новых грузовиков в России.  По расчетам агентства «Автостат», белорусский производитель грузовых машин, реализовав в РФ по итогам прошлого года 4388 автомобилей (годом ранее этот показатель составлял 5525 грузовиков), занял шестое место среди всех поставщиков.

​​Лидером рынка грузовых автомобилей традиционно остается российский производитель КАМАЗ, на долю которого в 2022 году пришлось 31,5 тыс. единиц техники  – на 11,8% меньше, чем в 2021 году. На второе место взлетел китайский Shacman (Shaanxi), который год назад был еще за пределами первой пятерки. Объем рынка этой марки вырос в 3,4 раза до 9,7 тыс. штук. В первую пятерку по итогам прошлого года вошли российские ГАЗ и Урал, а также китайский FAW. Стоит отметить, что в топ-10 лишь один западный бренд, зато пять китайских, которые ранее были за пределами десятки.

Просело производство и у белорусско-китайского завода «БелДжи» на фоне санкций и сбившихся цепочек поставок комплектующих. По словам вице-премьера Петра Пархомчика, суммарно по году получится собрать чуть больше 25 тыс. машин Geely. В 2021 году сошло с борисовского конвейера 29,4 тыс. автомобилей.

— С учетом того, что структура изменилась и мы начали производить более сложные и дорогие по стоимости авто, то сумма в денежном выражении будет на уровне 2021 года — более 500 млн долларов, — сказал Пархомчик.

По данным завода, 80% продукции «БелДжи» отгружается в Россию. Однако в прошлом году оставшегося для внутреннего рынка объема хватило, чтобы китайская марка стала самой продаваемой в Беларуси.  По итогам 2022 года тройка лидеров на белорусском рынке новых легковых автомобилей выглядит следующим образом: Geely — 4355, Lada — 3782, Kia — 1462.

В минувшем году холдинг БЕЛАЗ реализовал продукции более чем на миллиард долларов. Приблизилась к этому рубежу к концу 2022 года и головная организация Белорусский автомобильный завод, который производит в Жодино карьерные самосвалы. За 11 месяцев экспорт ОАО «БЕЛАЗ» вырос на 21,6%.

Всего была отгружена 871 единица техники, в том числе 38,6% пришлось на долю карьерных самосвалов класса грузоподъемности 110–130 тонн, 24,5% – 220–240 тонн и 12,7% – 90 тонн.

БЕЛАЗ экспортировал более 90% продукции. При этом доля России в общем объеме отгрузки составила 85%, отметил генеральный директор холдинга Сергей Никифорович.  Жодинскому заводу удалось решить вопросы с поставкой импортных комплектующих и нарастить отгрузки на российский рынок, поставки на который лимитировали европейские, японские и американские компании.

Николай Снопков обращает внимание, что лишь по отдельным позициям случилось проседание экспорта в физическом выражении. А вот, например, в части поставок за рубеж продукции машиностроения (тракторов, комбайнов), холодильников, лифтов эти объемы превышают досанкционные.

— Есть позиции, которые мы в этом году обязаны подтянуть. Самое приятное, что перспектива того, что мы выйдем по объемам их экспорта на досанкционный уровень, есть, — резюмировал Снопков.