С 9 октября 2023 года снова будет действовать запрет на перевозку грузов из третьих стран в Казахстан путем «перецепки/перегрузки» фур белорусских компаний. Данная информация поступила от казахстанской стороны в Минтранс Беларуси и БАМАП.

Сообщается, что Министерство транспорта Казахстана уведомило «о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь».
Вступление в законную силу документа планируется с 9 октября 2023 года.
БАМАП просит белорусский бизнес учитывать эту информацию при организации перевозок грузов в Казахстан.
Напомним, с апреля 2022 года Беларусь ввела контрсанкции против европейских автомобильных грузоперевозчиков, запретив проезд через свою территорию даже для транзита в третьи страны. Им можно следовать в определенные терминалы недалеко от белорусской границы для перегруза или перецепки. Дальше груз могут везти белорусские или российские перевозчики.
Вместе с тем, с 2017 года в Казахстане действовал запрет выполнения автомобильных перевозок грузов из третьих стран с использованием «перецепки/перегрузки».
В июне 2022 г. Казахстан до конца года отменил запрет на перецепку для грузоперевозчиков из Беларуси и России. Тогда это решение поясняли «жестом доброй воли». В марте 2023 года послабления снова ввели, но только для перевозчиков из России и Казахстана. В мае Казахстан позволил «перецепку/перегрузку» и белорусским компаниям. Изначально планировалось, что данное решение будет действовать до 1 января 2024 года, но теперь его досрочно отзывают.
Летом текущего года Казахстан просил белорусскую таможню отменить излишние требования к казахстанским транспортным компаниям.
— В данном случае казахстанский перевозчик возит груз, конечной точкой доставки которого является Казахстан, и на данный вид перевозки разрешение не должно требоваться. При аналогичном виде перевозок казахстанская сторона не требует бланков разрешений от белорусских перевозчиков, – утверждали в Мининдустрии.
Перевозчики Казахстана также жаловались на задержку транзитных грузов в Беларуси, которая «может длиться месяцами и не имеет регламентированных сроков. А это колоссальные убытки для бизнеса».
В Казахстане заявили, что если проблемы не будут урегулированы, то «не останется другого выхода, как применение зеркальных мер».
В июле Государственный таможенный комитет Беларуси сообщил, что с начала года выявил порядка 400 правонарушений, совершенных резидентами Казахстана. Стоимость незаконно перемещаемых товаров составила 12,3 млн рублей. Основные категории правонарушений — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, нарушение порядка процедуры таможенного транзита или сроков представления таможенной декларации. В частности, белорусские таможенники выявили 48 фактов недостоверного декларирования легковых автомобилей при их перемещении в Казахстан через Беларусь. Общая стоимость незаконно перемещаемых авто составила 8 млн рублей. По данным ГТК, перевозчики предоставляли для таможенного оформления товаросопроводительные документы, в которых фактическая стоимость транспортных средств была занижена в среднем в два и более раз.
Для общей картины стоит добавить, что с 2022 года в связи с санкциями, наложенными на Россию и Беларусь, российские и белорусские компании регистрируют в Казахстане транспортные компании и получают казахстанские государственные регистрационные номерные знаки. Это позволяет осуществлять международные автоперевозки грузов в европейские страны. Наплывом белорусских и российских фур оказались недовольны казахстанские бизнесмены.