В пандемию многие компании перевели персонал на удаленную работу. На смену личным встречам пришли переговоры в Zoom, Microsoft Teams или Webex. Однако люди стали сетовать, что после видеоконференций, неважно, какой именно сервис использовался для их проведения, стали чувствовать себя более уставшими, чем раньше. Ученые выявили причины этого и дали практические советы.

Совещания в онлайн-формате позволяют поддерживать связь с коллегами и клиентами и одновременно с этим соблюдать социальную дистанцию. Правда, все чаще люди жалуются на истощение от виртуальных встреч. Проблема настолько распространена, что у нее даже появилось название — Zoom fatigue(«zoom-усталость»). Исследователи отреагировали на это явление и начали изучать, какие аспекты способствуют утомлению от виртуальных встреч.

Недавно в американском журнале «Прикладная психология» была опубликована работа группы ученых, которые утверждают, что уровень усталости от «зумов» никак напрямую не зависит от времени, проведенного на онлайн-встречах, или числа совещаний. Зато — напрямую зависит от того, сколько времени в ходе совещаний люди проводят со включенной камерой. Самыми уязвимыми к «зум-усталости» оказались женщины и новые сотрудники компаний. Первые страдают из-за большего стресса, связанного со склонностью оценивать их по внешности. Новичкам же приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы показать свою вовлеченность в работу, пишет The Wall Street Journal. Это не означает, что мужчины и более старшие сотрудники невосприимчивы к усталости от онлайн-встреч, но надо признать: некоторые участники платят за включенную камеру большую цену, чем остальные, отмечают исследователи.

Источник — https://ru.freepik.com/

Впрочем, некоторые руководители компаний видят в видеозвонках лучший способ следить за отсутствующими на работе сотрудниками. Исследователи советуют топ-менеджерам подумать о том, чтобы не настаивать на постоянном использовании видео, потому что это может подорвать эффективность работы команды.

Мало кто станет спорить с тем, что виртуальные встречи останутся еще надолго, однако вопрос в том, как лучше использовать камеры, все еще стоит на повестке дня, считают в Harvard Business Review Russia. Например, если расположить камеру сбоку, будет ли такой вариант менее утомительным для сотрудников за счет того, что они смогут работать плечом к плечу, не глядя при этом прямо в камеру? Возможно ли, что с развитием геймификации использование аватаров и создание виртуальной рабочей среды — будущее решение проблемы?

Ранее профессор коммуникации Стэнфордского университета Джереми Бейленсон опубликовал исследование, посвящённое феномену «усталости от Zoom».  В нём он назвал основные причины, по которым видеоконференции утомляют людей и физически, и эмоционально, и предложил несколько способов этого избежать.

Первая причина «усталости от Zoom» — состояние гипервозбуждения, вызванное большим количеством зрительных контактов. В отличие от личной встречи, когда участники часто переключаются на другие действия, например написание заметок, во время видеоконференции все всегда смотрят на всех. Бейленсон объяснил, что Zoom, с точки зрения восприятия, превращает каждого участника видеозвонка в говорящего. Беспокойство, вызванное пристальным взглядом нескольких человек, он сравнил со стрессом от публичных выступлений.

Плюс к этому на процессы влияет размер лиц на мониторе. Бейленсон уточнил, что личное пространство человека охватывает радиус около 60 см и подходит для общения с членами семьи или близкими друзьями. Но из-за размера монитора и настроек Zoom внутри пространства могут оказаться лица других людей. Когда лицо другого человека настолько близко к нашему в реальной жизни, мозг интерпретирует это как напряженную ситуацию, которая может привести к конфликту, отмечают исследователи.

Для облегчения процесса можно выключать полноэкранный режим во время видеозвонков, уменьшать размер окна с лицами собеседников и использовать внешнюю клавиатуру, обеспечивая больше пространства между собой и монитором, пишет Forbes.

Ещё одна возможная причина, по которой люди устают во время видеозвонков, — это их собственное отражение, постоянно смотрящее в экран.

Бейленсон сослался на исследования, доказывающие, что люди, которые видят свое отражение, более критичны к себе. А многим людям, пользующимся видеосервисами для звонков, приходится смотреть на себя по несколько часов в день. «Это требует большого напряжения. Это вызывает стресс», — считает эксперт и советует выключать опцию показа собственной камеры после того, как удостоверились, что правильно расположены в кадре.

Во время видеозвонка людям приходится постоянно неподвижно находиться в кадре, хотя при обычном разговоре или звонке могут оставаться в движении, пишет Inc.  Вынужденная неподвижность неестественна для разговоров и утомляет. В качестве выхода из положения Бейленсон предлагает организовывать рабочее пространство так, чтобы стимулировать движение: использовать внешнюю клавиатуру и камеру, чтобы не быть чересчур привязанным к компьютеру.

При обычном разговоре лицом к лицу люди общаются в том числе и невербально, с помощью жестов и движений. Во время видеоконференций приходится куда сильнее напрягаться, чтобы посылать и воспринимать эти невербальные сигналы. Не всегда получается правильно понять чужие жесты или изменения на лице собеседника, который может реагировать на что-то, происходящее за кадром. Все это увеличивает когнитивную нагрузку.

Бейленсон предлагает время от времени отключать видеокамеру во время долгих звонков, чтобы отдохнуть от невербальной активности и отвернуться от экрана, не нагружая себя потоком сложных жестов собеседника, которые приходится интерпретировать.