Правительство Беларуси утвердило программу развития сети автозаправочных станций (АЗС) на 2023–2025 годы. В стране будут строить по 10 АЗС каждый год. При этом надо отметить, что в последнее время происходит трансформация заправочного бизнеса. Роль сопутствующих товаров и зарядок для электромобилей все больше возрастает.

Сколько АЗС построят?

Программой развития предусмотрены реконструкция и строительство 32 автозаправочных станций в 2023–2025 годах.  В текущем году хотят возвести 10 АЗС, а в 2024 и 2025 годах – по 11. Все они входят в систему государственного объединения «Белоруснефть».

При этом часть существующих АЗС, построенных 10 и более лет назад, к настоящему времени морально и физически устарело. Поэтому около 10 заправок закроют.

В обосновании программы говорится, что с ростом численности автотранспортных средств наблюдается тенденция к росту объемов розничной торговли нефтепродуктами, что вызывает необходимость строительства новых АЗС, их рационального размещения по всей территории страны, а также реконструкции действующих АЗС с увеличением их мощности.

Источник — https://ru.freepik.com/

По данным Белстата, количество транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан, с 2016 по 2021 год выросло с 2,9 млн до 3,76 млн единиц. При этом высокими по сравнению с соседними странами остаются показатели обеспеченности населения легковыми автомобилями (324 единицы на 1000 населения), а также среднесуточные объемы реализации нефтепродуктов на одну АЗС (свыше 10 тонн), говорится в госпрограмме.

Строительство новых АЗС также будет способствовать развитию инфраструктуры придорожного сервиса, туризма, расширению сферы услуг, привлечению транзитного автотранспорта.

По данным Минтранса, при строительстве АЗС принято ориентироваться на скоростные режимы, дорожный трафик, привязку к региону и уже созданные заправки. Среднее расстояние между заправками на белорусских трассах – 40–50 километров, и сокращаться не будет, сообщил начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик.

— У нас (расстояние между заправками) в среднем 40–50 километров, чаще даже не нужно строить. В России – более 250 км. Мы также посмотрели на опыт Германии, когда автомобилист движется по автобану, и эти 50 километров проезжает за 20 минут. У водителя нет необходимости каждые 20 минут останавливаться. В Беларуси тоже установлены свои скоростные режимы, исходя из разрешенной скорости планируется размещать (заправки), — отметил Леончик.

Кто владеет заправками?

На 1 января 2022 года в Беларуси насчитывалось 840 АЗС общего пользования, из них 575 принадлежат «Белоруснефти». Это почти в 2 раза больше, чем у всех остальных игроков вместе взятых.

Вслед за «Белоруснефтью» идет группа АЗС российских нефтяных компаний. Так, в Беларуси работает 83 заправки «Лукойла», 49 — «Газпромнефти», 36 — «РН-Запад» («Славнефть» и «Роснефть»), 18 — «Татнефти». Третья крупная группа – частные белорусские игроки. Среди них выделяются А-100 (36 заправок) и United Company (11). Более мелкие операторы («Веста», «Блок» «РОС-ВТС» и другие) владеют 32 АЗС.

Наиболее обеспечены АЗС автомобильные дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки), М-3 Минск – Витебск, М-4 Минск – Могилев, М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог).

Последние годы происходит трансформация автозаправочного бизнеса. В частности, изменились источники доходов АЗС за счет повышения доходности от расширения ассортимента и увеличения объемов реализации сопутствующих товаров и услуг общественного питания.

Поскольку цены на топливо в Беларуси регулируются государством, владельцы сетей АЗС создают своеобразные мини-маркеты, для которых топливо является способом привлечения покупателя, а не источником получения основной прибыли.

Заместитель гендиректора «Белоруснефти» Сергей Каморников заявил, что в приоритете стратегии компании развитие розничной, оптовой и онлайн-торговли. В частности, планируется расширить сеть продуктовых магазинов не на территории АЗС, а в жилых микрорайонах в формате «у дома» под торговой маркой «Цікавы». Кроме этого компания собирается запустить собственный интернет-магазин. Схема действий: выбрать, оплатить и забрать на ближайшей АЗС. Впрочем, о планах запуска маркетплейса «Белоруснефть» заявляла еще в 2020 году. Теперь сроки сместились на середину 2023 года.

Новый тренд – электрозарядные станции (ЭЗС). Они стали появляться на фоне запуска атомной станции и роста количества электромобилей, которых в середине 2022 года насчитывалось более 10 тысяч. Помимо всего прочего ЭЗС на классических заправках выгодны тем, что электромобиль заправляется 10–30 минут и клиенты, скорее всего, будут коротать это время в магазине или кафе на АЗС.

На 1 января 2023 года у «Белоруснефти» действовали 627 электрозарядных станций Malanka. Часть из них находится за пределами АЗС. Ожидается, что к концу 2023 года сеть будет насчитывать 689 станций, откроется восемь супербыстрых заправочных комплексов. Здесь можно зарядить электромобиль буквально за считанные минуты с расчетом на 300 километров пути.

В скором времени конкуренция в этом сегменте может обостриться. В декабре 2022 года на рынок заправок для электромобилей вышел «Белтелеком». К концу 2025 года госоператор связи намерен построить 312 ЭЗС Evika.

— В качестве инфраструктуры используем энергомощности, которые высвободились в результате модернизации автоматических телефонных станций. На сегодняшний день мы построили 17 электрозарядных станций. К концу текущего года их будет порядка 100, — сообщил гендиректор «Белтелекома» Юрий Петрученя на ТИБО-2023.