С 2023 года Беларусь начинает сближать с Россией ставки акцизов на спиртные напитки. Но результат не заставил долго ждать. «Татспиртпром» первым среди российских производителей алкоголя запустил контрактное производство в Беларуси. Станет сложнее уберечься и контрафактных поставок из России, которая одобрила параллельный импорт известных марок.

Осенью текущего года Беларусь заключила договор об общих принципах взимания косвенных налогов с Россией. Среди прочего прописана унификация ставок акцизов до 2028 года. По сути, речь идет о выстраивании общих рынков алкогольной и табачной продукции.

Эти посылы нашли отражения в проекте белорусского Налогового кодекса на 2023 год. Предполагается, что с 1 января ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки вырастут до уровня 85% от ставки в РФ (рост 31,1%) — с 16,83 до 22,6 рублей. Акциз на чистый спирт увеличится на 19,4% до 6,76 рублей. Ставки акцизов на фруктово-ягодные натуральные вина крепостью до 13 градусов хотят поднять на 16,7%, а больше 13 градусов — на 20,7%.

Ранее повышение акцизов приводило к повышению розничных цен на спиртное.

После унификации налогового законодательства изменения ожидают и белорусский рынок. До недавних пор основными игроками являлись государственные и частные ликероводочные заводы Беларуси. Это позволяло оградить потребителей от контрафактной продукции и иметь стабильный источник пополнения бюджета Беларуси. В прошлые годы акцизы на алкоголь приносили госказне около 1 млрд рублей в год.

Вместе с тем в Беларуси разливались украинские марки, такие как Nemiroff и «Хортиця», а российские бренды не выпускались. Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман говорит, что белорусский рынок ранее не был особо интересен российским производителям спиртного из-за небольшого размера, дополнительных налогов и доминирования местных марок.

Источник — https://ru.freepik.com/

В настоящее время российские алкогольные компании вынуждены искать новые варианты развития за рубежом из-за рисков стагнации спроса внутри России и запрета экспорта на западные рынки, пишет «Коммерсантъ». Так, подконтрольный властям Татарстана «Татспиртпром» первым среди российских игроков запустил контрактный разлив своей водки Tundra в Беларуси. Планируемый объем производства на Гродненском ЛВЗ оценивается в 20 тыс. декалитров в год.

В рамках развития партнерских отношений «Татспиртпром» будет поставлять белорусскую продукцию как в розничные сети, так и в HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе). Планируемый объем – 10 тыс. декалитров в год.

В 2021 году экспорт крепких спиртных напитков принес Беларуси 85,7 млн долларов, что на 7,6 млн долларов больше, чем годом ранее. Наиболее доходным оказался экспорт водки — 53,5 млн долларов. Крупнейшими покупателями стали Россия (24,3 млн долларов), страны Евросоюза (10,7 млн) и Казахстан (6,5 млн).

«Татспиртпром» в июне начал разлив водки в Узбекистане, где намерен занять до 10% рынка, а также планирует запустить производство в Азербайджане и Казахстане. Как отмечают в компании, контрактный разлив интереснее, чем прямой экспорт, так как позволяет экономить на логистике. Кроме того, добавляет Станислав Кауфман, производство водки на белорусском заводе может помочь обойти запреты на экспортные поставки, хотя риски, конечно, сохраняются. После начала военных действий в Украине власти ЕС, США и Великобритании ввели запрет на импорт водки из РФ. По данным «Агроэкспорта», в 2021 году около 45% поставок российского крепкого спиртного в деньгах приходилось суммарно на Латвию, Великобританию и Германию.

Стоит сказать, что в текущем году возникли сложности с поставками импортной продукции на фоне заявлений ряда зарубежных компаний о приостановке работы в России. Поэтому на полках российских магазинов увеличилась доля продукции российских ЛВЗ и спиртного из «дружественных» стран (Армении, Беларуси, Грузии, Азербайджана и Турции).

Впрочем, российское правительство не отказалось от западных марок. В октябре 2022 года Минпромторг РФ разрешил параллельный импорт 40 брендов алкогольной продукции. Среди них — Johnnie Walker, Bell’s, Bushmills, Jack Daniels, Jim Beam, Jägermeister и другие.

Хотя Минфин и Минсельхоз России выступали против параллельного импорта из опасений роста объемов контрафактного алкоголя, доля которого на российском рынке и до этого была высока. По оценкам Высшей школы экономики, в 2021 году почти треть продукции на полках магазинов оказалась поддельной.